Методика исследования фонематического анализа

Страница 1

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа.

Задачи исследования:

подобрать методики исследования состояния фонематического анализа;

определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа;

дать качественный и количественный анализ результатам исследования.

Так как обучение грамоте предполагает формирование фонематического анализа, мы подобрали задания на исследование данного умения из методики логопедического обследования детей дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

В первом задании детям предлагалось назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, например: марка, лампа, дом, Дима.

Во втором требовалось назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов.

В третьем задании испытуемые должны были отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук. Всего было предложено 5 наборов. Каждый набор содержал картинки с изображениями предметов, в названия которых входит заданный звук, и предметов, в названиях которых данный звук отсутствовал. Картинки подбирались с таким расчетом, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.

В четвертом задание требовалось выделить ударный гласный в начале слова.

В пятом задании испытуемые должны были выделить ударный гласный в конце слова.

В шестом задании детям предлагалось выделить начальный согласный звук.

В седьмом задании требовалось выделить согласный в конце слова.

Для оценки определения уровня сформированности фонематического анализа мы использовали следующие критерии оценки выполнения каждого задания:

самостоятельность выполнения задания:

задание выполняется самостоятельно – 3 балла;

нуждается в незначительной помощи – 2 балла;

нуждается в обучающей помощи – 1 балл;

задание самостоятельно не выполняется даже после обучения – 0 баллов.

активность:

при выполнении задания активен, заинтересован в выполнении – 3 балла;

активность несколько снижена – 2 балла;

нуждается в стимуляции – 1 балл;

нуждается в постоянной стимуляции – 0 баллов.

правильность:

3 балла – точное выполнение задания;

2 балл – допускает негрубые ошибки;

1 балла – выполнил 0,5 задания верно;

0 баллов – более 0,5 задания выполнено неверно;

0 баллов – отказ или невыполнение задания.

В соответствии с данными критериями нами были выделены три уровня сформированности фонематического анализа.

Для высокого уровня сформированности фонематического анализа характерно: относительная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи, элементарные формы звукового анализа доступны.

Для среднего уровня сформированности фонематического анализа характерно: недостаточная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи недостаточная – представления о речевой действительности и ее элементах отличаются неустойчивостью, элементарные формы звукового анализа сформированные частично.

Для низкого уровня сформированности фонематического анализа характерно: отсутствие самостоятельности и активности при выполнении заданий, направленность на звуковую сторону речи отсутствует, элементарные формы звукового анализа недоступны.

В исследовании принимали участие 10 дошкольников с общим недоразвитием речи детского сада №17 «Солнышко» п. Рассвет Аксайского района Ростовской области.

Таблица 4. Список детей экспериментальной группы

№ п/п

Имя ребенка

Логопедическое заключение

1

Лера Б.

ОНР III–IV уровня, стёртая форма дизартрии

2

Даниил В.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

3

Алена В.

ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия

4

Сергей Г.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

5

Маша Д.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

6

Сергей Д.

ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия

7

Мила И.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

8

Тима К.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

9

Дима Ч.

ОНР III уровня, дизартрия

10

Максим К.

ОНР III уровня, дизартрия

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Требования к уровню подготовки выпускников
по теме «Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации» Ученик должен знать/понимать единицы измерения количества и скорости передачи информации; уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранени ...

Типы учебных материалов, используемых при дистанционном образовании
Учебные материалы можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от роли, выполняемой в процессе ДО учебные материалы подразделяются на: учебники, учебные пособия, практикумы, сборники лабораторных работ, справочники, методические указания, сборники типовых заданий и упражнений, типовых во ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru