Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа.
Задачи исследования:
подобрать методики исследования состояния фонематического анализа;
определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа;
дать качественный и количественный анализ результатам исследования.
Так как обучение грамоте предполагает формирование фонематического анализа, мы подобрали задания на исследование данного умения из методики логопедического обследования детей дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
В первом задании детям предлагалось назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, например: марка, лампа, дом, Дима.
Во втором требовалось назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов.
В третьем задании испытуемые должны были отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук. Всего было предложено 5 наборов. Каждый набор содержал картинки с изображениями предметов, в названия которых входит заданный звук, и предметов, в названиях которых данный звук отсутствовал. Картинки подбирались с таким расчетом, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.
В четвертом задание требовалось выделить ударный гласный в начале слова.
В пятом задании испытуемые должны были выделить ударный гласный в конце слова.
В шестом задании детям предлагалось выделить начальный согласный звук.
В седьмом задании требовалось выделить согласный в конце слова.
Для оценки определения уровня сформированности фонематического анализа мы использовали следующие критерии оценки выполнения каждого задания:
самостоятельность выполнения задания:
задание выполняется самостоятельно – 3 балла;
нуждается в незначительной помощи – 2 балла;
нуждается в обучающей помощи – 1 балл;
задание самостоятельно не выполняется даже после обучения – 0 баллов.
активность:
при выполнении задания активен, заинтересован в выполнении – 3 балла;
активность несколько снижена – 2 балла;
нуждается в стимуляции – 1 балл;
нуждается в постоянной стимуляции – 0 баллов.
правильность:
3 балла – точное выполнение задания;
2 балл – допускает негрубые ошибки;
1 балла – выполнил 0,5 задания верно;
0 баллов – более 0,5 задания выполнено неверно;
0 баллов – отказ или невыполнение задания.
В соответствии с данными критериями нами были выделены три уровня сформированности фонематического анализа.
Для высокого уровня сформированности фонематического анализа характерно: относительная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи, элементарные формы звукового анализа доступны.
Для среднего уровня сформированности фонематического анализа характерно: недостаточная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи недостаточная – представления о речевой действительности и ее элементах отличаются неустойчивостью, элементарные формы звукового анализа сформированные частично.
Для низкого уровня сформированности фонематического анализа характерно: отсутствие самостоятельности и активности при выполнении заданий, направленность на звуковую сторону речи отсутствует, элементарные формы звукового анализа недоступны.
В исследовании принимали участие 10 дошкольников с общим недоразвитием речи детского сада №17 «Солнышко» п. Рассвет Аксайского района Ростовской области.
Таблица 4. Список детей экспериментальной группы
№ п/п |
Имя ребенка |
Логопедическое заключение |
1 |
Лера Б. |
ОНР III–IV уровня, стёртая форма дизартрии |
2 |
Даниил В. |
ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии |
3 |
Алена В. |
ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия |
4 |
Сергей Г. |
ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии |
5 |
Маша Д. |
ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии |
6 |
Сергей Д. |
ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия |
7 |
Мила И. |
ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии |
8 |
Тима К. |
ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии |
9 |
Дима Ч. |
ОНР III уровня, дизартрия |
10 |
Максим К. |
ОНР III уровня, дизартрия |
Задачи в истории математического образования в России
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью решения различных практических задач. Приходилось отыскивать способы их решения. Т.о., текстовые задачи изначально были «движущей силой» развития математики. Математические знания были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, выч ...
Воспитание и формирование личности
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие ...
Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 24 г. Ангарска в первой младшей группе. Были поставлены следующие задачи: 1. Изучить предметно-пространственную среду, созданную в дошкольном учреждении для проведения работы по развитию словаря с использованием игрушки. 2. Изучить уровень развит ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.