Методика исследования фонематического анализа

Страница 1

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа.

Задачи исследования:

подобрать методики исследования состояния фонематического анализа;

определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа;

дать качественный и количественный анализ результатам исследования.

Так как обучение грамоте предполагает формирование фонематического анализа, мы подобрали задания на исследование данного умения из методики логопедического обследования детей дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

В первом задании детям предлагалось назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, например: марка, лампа, дом, Дима.

Во втором требовалось назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов.

В третьем задании испытуемые должны были отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук. Всего было предложено 5 наборов. Каждый набор содержал картинки с изображениями предметов, в названия которых входит заданный звук, и предметов, в названиях которых данный звук отсутствовал. Картинки подбирались с таким расчетом, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.

В четвертом задание требовалось выделить ударный гласный в начале слова.

В пятом задании испытуемые должны были выделить ударный гласный в конце слова.

В шестом задании детям предлагалось выделить начальный согласный звук.

В седьмом задании требовалось выделить согласный в конце слова.

Для оценки определения уровня сформированности фонематического анализа мы использовали следующие критерии оценки выполнения каждого задания:

самостоятельность выполнения задания:

задание выполняется самостоятельно – 3 балла;

нуждается в незначительной помощи – 2 балла;

нуждается в обучающей помощи – 1 балл;

задание самостоятельно не выполняется даже после обучения – 0 баллов.

активность:

при выполнении задания активен, заинтересован в выполнении – 3 балла;

активность несколько снижена – 2 балла;

нуждается в стимуляции – 1 балл;

нуждается в постоянной стимуляции – 0 баллов.

правильность:

3 балла – точное выполнение задания;

2 балл – допускает негрубые ошибки;

1 балла – выполнил 0,5 задания верно;

0 баллов – более 0,5 задания выполнено неверно;

0 баллов – отказ или невыполнение задания.

В соответствии с данными критериями нами были выделены три уровня сформированности фонематического анализа.

Для высокого уровня сформированности фонематического анализа характерно: относительная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи, элементарные формы звукового анализа доступны.

Для среднего уровня сформированности фонематического анализа характерно: недостаточная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи недостаточная – представления о речевой действительности и ее элементах отличаются неустойчивостью, элементарные формы звукового анализа сформированные частично.

Для низкого уровня сформированности фонематического анализа характерно: отсутствие самостоятельности и активности при выполнении заданий, направленность на звуковую сторону речи отсутствует, элементарные формы звукового анализа недоступны.

В исследовании принимали участие 10 дошкольников с общим недоразвитием речи детского сада №17 «Солнышко» п. Рассвет Аксайского района Ростовской области.

Таблица 4. Список детей экспериментальной группы

№ п/п

Имя ребенка

Логопедическое заключение

1

Лера Б.

ОНР III–IV уровня, стёртая форма дизартрии

2

Даниил В.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

3

Алена В.

ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия

4

Сергей Г.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

5

Маша Д.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

6

Сергей Д.

ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия

7

Мила И.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

8

Тима К.

ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии

9

Дима Ч.

ОНР III уровня, дизартрия

10

Максим К.

ОНР III уровня, дизартрия

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Методологический плюрализм современного образования
Складывается впечатление, что в начале XXI века в России происходит всеобщая переоценка приоритетов образования. Мы имеем в виду в первую очередь изменение отношения к образованию со стороны различных социальных общностей. Внешние трансформации очевидны, но возникает вопрос об их направленности. Ве ...

Методы сбора первичной информации
“Сокровища не соберешь без горя и без муки,Бутоны розы не сорвешь, не оцарапав руки”. Джами Всякое исследование начинается со сбора первичной информации об исследуемом процессе. Первое, что мы делаем – это выясняем, что представляют собой собираемые нами данные. Все методы сбора информации направле ...

Методика исследования фонематического анализа
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа. Задачи исследования: подобрать методики исследования состояния фонематического анализа; определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа; дать качественный и кол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru