Следовательно, целью социально–педагогической деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
В связи с чем следует рассматривать социально-педагогическую деяьтельность как процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.
Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность»
ФИО исследователя (название пособия, статьи, словаря) |
Педагогическая деятельность |
Социально-педагогическая деятельность |
Воронин А.С. «Словарь терминов по общей и социальной педагогике», Екатеринбург 2006 |
профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. |
деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат. |
Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с |
нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса. Имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. |
это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. |
Терминологический словарь "Педагогические технологии" Источник: О.С. Гребенюк, М.И.Рожков Общие основы педагогики |
динамическая система, образующим фактором которой является педагогическая цель, я общим качеством — взаимодействие педагога и ученика. |
Социализация — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, соц. институт, соц. организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. |
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога М.:ТЦ Сфера, 2004 |
это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. | |
Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. |
это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. | |
А.В. Мудрик и В.Г. Бочаров (Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М. «МОДЭК», 1997. |
– это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, гражданам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию» | |
Сластенин В.А, «Педагогика», М, 1998 |
-это деятельность, направленная на организацию среды воспитательной и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности | |
M.B. Фирсов «Введение в теоретические основы социальной работы» (историко-понятийный аспект). М:«МОДЭК», 1997. |
целенаправленная деятельность в обществе, направленая на оказание помощи различным категориям нуждающихся» | |
Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 1998 |
это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию | |
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. |
специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц | |
Социальная педагогика: малая энциклопедия. Под ред.И.Д.Зверевой, Киев, 2008 |
Социально-педагогическая работа преимущественно «адресная», направлена на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем путем изучения личности и окружающей среды, поиска средств, которые помогут индивиду решить его проблему | |
Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. |
это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию. | |
Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юрист, 2001. - 334 с |
это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. | |
Куприянов Б.В. Понимание феномена социальной работы/пособие для студентов М.: Юрист, 1997. - 128с |
представляет собой управление использованием ресурсов человека, семьи или общности находящегося в трудной жизненной ситуации. |
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Особенности личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме
Огромная проблема, с которой встречаются специалисты, работающие с детьми-сиротами, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению нарушений в сфере эмоционального развития, способствует пс ...
Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.