Социально-педагогическая деятельность

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность

Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.

Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами – работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. В образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, образовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, приемами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и общественными интересами.

Представим в таблице выделенные отличия сопоставляемых видов профессиональной деятельности предложенный Галагузовой М.А. (таблица1)

Таблица 1

Вид профессиональной деятельности

Педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность

Цель деятельности

Передача социокультурного опыта

Помощь в социализации ребенка

Объект деятельности

Все дети

Ребенок с проблемами социализации

Характер деятельности

Программно-нормативный, непрерывный

Адресный, локальный

Учреждения, где осуществляется деятельность

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы

Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники.

Условно все операции можно разделить на организационно-педагогические и технологические группы, каждая из которых носит синтетический характер, включая в разной мере теоретические и практические аспекты и этапы. Социально-педагогический процесс начинается с организационно-педагогического обеспечения, затем идет этап технологической работы. На практике организационно-педагогические и технологические операции взаимопроникают, дополняют и обогащают друг друга.

Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки. Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия – одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, таким образом, в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система.

В связи с тем, что социальная педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно, отделившись от педагогики, и если объект изучения у них практически одинаков, то разделение категорий, относящихся к разным наукам, поможет выявить специфику социальной педагогики. Много категорий взято социальной педагогикой у педагогики, но есть и собственные, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики; личность, общество – у философии; социализация – у психологии. Но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение и социально-педагогическая деятельность. Рассмотрим основные понятия, которые соприкасаются с социально-педагогической деятельностью.

Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность.

Социальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Социальное обучение – это целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Социализация – усвоение опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и социальным группам, в которые он входит, для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социальная адаптация – процесс приспособления субъекта к требованиям общества путем усвоения социальных норм и ценностей, сложившихся форм социальных отношений.

Социальные отклонения – такое проявление деятельности, образа жизни, поведения, которое противоречит социальной нормативности.

Норма социальная - сложившаяся и установленная в конкретном обществе мера допустимого поведения.

Отклоняющееся поведение - система поступков личности, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных или сложившихся в данном обществе соц. норм.

Социально-педагогическая деятельность в контексте учреждения образования - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности.

Содержательную сторону социально-педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей, их соцализацию и подготовку к жизни.

Социально-педагогический процесс осуществляется соответствующими специалистами с помощью практических действий. Следует различать педагогическую деятельность в социальной среде и социально-педагогическую деятельность. Выражение «педагогическая деятельность в социальной среде» свидетельствует о ее педагогической направленности и месте ее практической реализации (в данной социальной среде). Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии конкретного человека, представителя данной среды.

Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности на конкретного человека, группу, социальную среду в интересах достижения поставленных целей. Такая деятельность носит непосредственный характер — прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними); опосредованный — использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Как правило, используются возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия субъекта с объектом.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;

осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;

необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Беляевы Л.А. и М.А. считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Система социально-педагогической работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Наглядно взаимодействие социальной работы с другими общественными системами примерно представить можно так:

Другие общественные дисциплины

Экономика

Политика

Право

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Этика

Экология

Здравоохранение

Эстетика

Представление о социально-педагогической деятельности как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Смотрите также:

Стили педагогического руководства
Педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанност ...

Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Дви­жения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой ...

Особенности семейного воспитания
Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru