Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Также для повышения эффективности работы социального педагога большое значение имеет взаимодействие с семьей, помощь неблагополучным семьям.
Это особенно важно, так как семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Целью нашей работы было путем построения модели социально-педагогического сопровождения и ее обоснования через опытно-экспериментальную работу подтвердить гипотезу нашего исследования, заявленную в начале работы: целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. В ходе решения данной проблемы нами были решены следующие задачи:
− в ходе теоретического изучения педагогической и специальной литературы нами были выявлены и описаны функции социального педагога в досуговой деятельности, обязанности, условия эффективной работы, основные направления в социально-педагогическом сопровождении, что в свою очередь дало нам материал для реализации данных положений в практической части;
− нами была рассмотрена социокультурные технологии досуга детей и молодежи, в частности мы определили содержание, особенности организации свободного времени детей, основные формы его организации, роль различных учреждений и социальных институтов в организации досуга;
− была разработана модель социально-педагогического сопровождения досуга детей и подростков и программа ее реализации на практике, определены и прописаны ее основные структурные элементы: принципы, условия эффективности, факторы, влияющие на результат работы, были выделены критерии эффективности социально-педагогического сопровождения, обозначении его результат.
- в конечном итоге, был проанализировать вклад культурно-досуговой деятельности на формирование личности.
На основе проведенной нами работы мы составили несколько рекомендаций для социального педагога.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, социальный педагог должен:
объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. а тот потом сам решит, что сделать.
Рекомендации личного характера по работе социального педагога
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Учебно-методический комплекс
В качестве УМК по элективным курсам может быть использована научно-популярная литература, действующие учебники, математические справочники, сборники задач, а также учебные пособия по факультативным курсам, учебные пособия для кружковой работы, учебные пособия для учителей и для учащихся. В качестве ...
Жизнь и педагогический путь
Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Рано лишившись матери, Жан Жак рос как круглый сирота, так как отец мало занимался им. Предоставленный самому себе, о ...
Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся
Решение проблемы успешного учения – в развитии индивидуального стиля учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим процессам. Когнитивные структуры психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль – это результат взаимодейст ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.