Поскольку, дети, с которыми проводилась наша работа в рамках данного исследования, практически все из неблагополучных семей, то мы учитывали специфику работы социального педагога именно с такими семьями.
Так, можно выделить особые методы и приемы в работе с неблагополучными семьями:
1. убеждение-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
На основе наблюдения и анализа данных по нашему контингенту детей мы выявили следующие случаи неблагополучия семей:
1. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.
Можно выделить следующие формы работы с неблагополучными семьями:
№ |
Направления работы с неблагополучной семьей |
Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 |
Диагностика семейного неблагополучия. |
анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. |
2 |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. |
Для формирования у детей представлений о правильных семейных отношения нами проводилась деловая игра на тему «Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания».
Цель игры: помощь в исследовании и решении семейных психологических проблем, улучшение психического здоровья семьи, а также развитие самосознания с целью само изменения и коррекции поведения личности в семье.
Опытно – экспериментальная работа по формированию навыков волевой регуляции
у воспитанников тотемского детского дома подросткового возраста, склонных к
делинквентному поведению
Цель: изучение социально-педагогической деятельности по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению, осуществляемую в МОУ «Тотемский детский дом» Задачи: 1) Выявить контингент детей из воспитанников детского дома, ...
Анализ особенностей возрастного подхода в
педагогической науке
Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В ...
Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и
структура
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправлен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.