В профессиональном училище № 43 в настоящее время применяется 5 инновационных технологий, такие как «Технология В.К. Дьяченко», «Технология А.С. Потапова», «Технология В.И. Беспалько», «Технология В.П. Малахова», а также новые информационные (компьютерные) технологии.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных технологий.
«Технология В.К. Дьяченко». Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделил 4 формы обучения, соответствующие четырем формам общения. Одна из них представляет форму опосредованного взаимодействия преподавателя с учащимися (с помощью учебного задания, учебника, учебника, других дидактических средств), три другие - формы непосредственного общения в процессе обучающего взаимодействия (общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава).
Основная цель данной технологии: повышение качества обучения через совершенствование групповых педагогических технологий, обеспечение активности учебного процесса, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Групповой способ обучения, как коллективная деятельность включает в себя 4 формы организации учебного процесса:
1) индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя;
2) парная – «учитель - ученик», «ученик - ученик» (один говорит, другой слушает);
3) групповая – «учитель – ученики», «ученик - ученики» (один говорит, все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения;
4) коллективная – «половина учеников говорит, половина слушает».
К коллективной форме относят только работу в парах сменного состава.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся. Но для того, чтобы осуществить эту деятельность, он должен:
- изучит новую тему или выполнить задания самостоятельно (индивидуальная работа);
- объяснит эту тему или порядок выполнения задания другому и выслушать объяснение другого обучающегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
- найти нового партнера и осуществит действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
- отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Таким образом, коллективный способ обучения обеспечивает включение обучающихся во все возможные формы обучающего взаимодействия и позволяет одновременно реализовывать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Данная технология основывается на определенных принципах, определяющих требования к организации коллективной деятельности обучающихся:
Принцип завершенности. Обучающийся должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по изучаемому материалу, вопросу, без всяких потерь и искажений в содержании. Реализация данного принципа исключает «недоучивание», ориентирует работающих в паре качественное объяснение и усвоение каждого учебного задания, а преподавателя – на необходимость особенно тщательной работы и проверки выполнения задания каждым обучающимся на начальном этапе работы.
Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний (полученное –передай; чему научился сам – научи другого). Обеспечивает завершенность обучения за счет минимизации временного разрыва между приобретением знаний и их использованием для обучения других, что создает условия для интенсивного самообучения и саморазвития каждого обучающегося.
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...
Преимущества воспитания в детском коллективе
Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по т ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.