При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).
Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы. У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ЗПР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Комплексное исследование связной речи детей позволило получить дополнительные данные о степени их развития и в дальнейшем готовности к школьному обучению.
Использование на отдельных этапах контрольную группу детского сада № 33 позволило продемонстрировать сравнительный анализ уровня развития речи детей нормального развития и детей с ЗПР. Что в свою очередь подтвердило необходимость коррекционно-развивающей программы с детьми с ЗПР для развития речи.
На основании данных проведенного исследования мы составили план коррекционно-развивающей программы с детьми с ЗПР. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т.п.), использовали арттерапию, игротерапию, занятия по ритмике и физкультуре. Большое внимание уделяется занятиям по физической культуре, ритмике, которые также в своих целях несут развитие самой личности людей и развитие речи. В приложении приведены отдельные уроки из данного цикла.
Одним же из основных блоков является пальчиковая гимнастика, многолетний опыт занятий и наш эксперимент еще раз подтверждают это.
Тематический план коррекционно-развивающей программы.
Работа в технике "живопись"
Пальчиковая гимнастика
Игра "Зайчик".
Работа в технике "лепка", материал глина
Декоративно-прикладное творчество (гипс, гуашь)
Пальчиковая гимнастика
Угадай, что звучит.
Пальчиковая гимнастика
Чудесный мешочек.
Снежная арттерапия
Занятие по ритмике
Занятие по ритмике
Магазин.
Можно ездить или нет.
На прогулку в лес.
Скажи, как я.
Выдели слово.
Подбери похожие слова.
Урок физической культуры
Угадай, где кружки, а где кружки.
Найди и назови нужное слово.
Слова могут звучать громко и тихо.
У Аленки много дела.
Пальчиковая гимнастика
Какой звук есть во всех словах?
Назови первый звук в слове.
Назови последний звук в слове.
Подумай, не торопись.
Лыжи.
Верный друг.
Результаты экспериментальной работы
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ЗПР, мы получили хороший результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ЗПР наблюдалась следующая картина.
Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры
как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...
Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.