При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).
Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы. У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ЗПР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Комплексное исследование связной речи детей позволило получить дополнительные данные о степени их развития и в дальнейшем готовности к школьному обучению.
Использование на отдельных этапах контрольную группу детского сада № 33 позволило продемонстрировать сравнительный анализ уровня развития речи детей нормального развития и детей с ЗПР. Что в свою очередь подтвердило необходимость коррекционно-развивающей программы с детьми с ЗПР для развития речи.
На основании данных проведенного исследования мы составили план коррекционно-развивающей программы с детьми с ЗПР. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т.п.), использовали арттерапию, игротерапию, занятия по ритмике и физкультуре. Большое внимание уделяется занятиям по физической культуре, ритмике, которые также в своих целях несут развитие самой личности людей и развитие речи. В приложении приведены отдельные уроки из данного цикла.
Одним же из основных блоков является пальчиковая гимнастика, многолетний опыт занятий и наш эксперимент еще раз подтверждают это.
Тематический план коррекционно-развивающей программы.
Работа в технике "живопись"
Пальчиковая гимнастика
Игра "Зайчик".
Работа в технике "лепка", материал глина
Декоративно-прикладное творчество (гипс, гуашь)
Пальчиковая гимнастика
Угадай, что звучит.
Пальчиковая гимнастика
Чудесный мешочек.
Снежная арттерапия
Занятие по ритмике
Занятие по ритмике
Магазин.
Можно ездить или нет.
На прогулку в лес.
Скажи, как я.
Выдели слово.
Подбери похожие слова.
Урок физической культуры
Угадай, где кружки, а где кружки.
Найди и назови нужное слово.
Слова могут звучать громко и тихо.
У Аленки много дела.
Пальчиковая гимнастика
Какой звук есть во всех словах?
Назови первый звук в слове.
Назови последний звук в слове.
Подумай, не торопись.
Лыжи.
Верный друг.
Результаты экспериментальной работы
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ЗПР, мы получили хороший результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ЗПР наблюдалась следующая картина.
Трудности восприятия иноязычной речи на слух
Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. Так как усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование, то оно вызывает наибольшие трудности. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица ее выполн ...
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение», который представляет собой переработанный и сокращенный вариант программы ориентационного элективного курса «Профессиональное самоопределение» В. А. Чернышёвой. В ...
Понятие метода в психолого-педагогической
литературе
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач о ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.