Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика » Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Во второй половине 1 года у нормально развивающегося ребенка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и стапериод не всегда свидетельствует о наличии тяжелого дефекта у ребенка - иногда такое отставание носит временный, обратимый, т.е. функционально-динамический характер. Диагностика таких состояний у маленького ребенка в условиях разового обследования затруднена, а иногда и невозможна. Правильное заключение можно сделать только в результате длительного диагностического наблюдения за ребенком, специального его обучения.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: " апиед " вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.

Установлено строение разных форм психической деятельности, определен системный характер строения высших психических функций на разных этапах онтогенеза, выявлен состав разных звеньев этой системы и степени ее пластичности у ребенка, определены пути и средства коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка.

Сформировались различные аспекты уровневого подхода к анализу нарушений речи и других отклонений в развитии, в том числе - деятельностно-процессуальный и симптомологический. Основываясь на этих подходах, речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность.

Выделяются разные уровни порождения речевого высказывания: мотивационный, смысловой, языковой и сенсомоторный. При разных видах нарушений развития у детей отмечается несформированность одного или нескольких из названных уровней.

Как всякая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, определенной структурой.

Необходимость работы с детьми с задержкой психического развития, развивать у них отдельные черты личности, способности, в частности речевые возможности как важную особенность социализации обусловили выбор темы дипломной работы: Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: Изучить средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы.

Вследствие выбранной цели дипломной работы нами были поставлены следующие задачи:

Анализ литературы по теме исследования;

Изучить формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, методы специальные педагогической помощи;

Подобрать наиболее эффективные формы по диагностике и коррекции речевых способностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в специализированной школе №20 с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: Процесс развития речи и речевые способности и психические функции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая гипотеза: если при организации учебно-воспитательного процесса будут использованы разнообразные методы и приемы развития речи, используемые на уроках ритмики и физкультуры с элементами арттерапии, то совершенствование речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет проходить более успешно.

Смотрите также:

Овладение двигательными действиями при дифференцированном подходе
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематиче ...

Учебно-методическая работа
Поурочно-тематические планы по специальным общетехническим дисциплинам утверждаются на заседании методической комиссии. При их утверждении составляется протокол, который подписывается председателем методической комиссии. Данные планы представляют собой наименование тем, которые необходимо изучить, ...

Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Ознакомление с трудом взрослых ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru