Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума

Педагогика » Применение дифференцированного подхода при выполнении работ физического практикума » Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума

Страница 1

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук.

Но именно физика считается одним из самых сложных и, к сожалению, нелюбимых предметов школьной программы. Основные проблемы начинаются с девятого класса, когда изучение предмета в меньшей степени опирается на опыт. В последнее время, когда математика в старших классах стала излагаться в большем объеме за меньшее количество часов, трудности в усвоении физики обострились. Нельзя так же не учитывать отсутствие социального заказа на специалистов с техническим образованием – это порождает печально известную всем учителям проблему «мне Ваша физика не нужна!»

Профильная дифференциация в виде создания физико-математических классов всей проблемы не снимает. Особенно в небольших школах, где не так много учеников и профильный класс попадают дети все-таки с разным уровнем подготовки. Поэтому единственный способ обеспечить выполнение программы, в частности физического практикума, на должном уровне – это внутренняя дифференциация.

Основным критерием для дифференциации в нашей работе служила успешность в изучении физики. Группы, которые формировались, не были постоянными по составу. В основном учитывались пожелания учеников, но учитель корректировал их состав, чтобы исключить откровенное безделье некоторых детей.

В зависимости от цели

проведения практической работы и требований к формированию практических умений у учащихся при их выполнении все работы можно классифицировать по следующим видам учебной деятельности:

1. Наблюдение и изучение физических явлений.

2. Знакомство с устройством и действием различных приборов, установок, а так же с приемами обращения с ними;

3. Измерение физических величин

4. Выявление или проверка количественных соотношений между физическими величинами;

5. Определение физических постоянных и знакомство с различными способами их определения.

Уровень подготовки учащихся разный, причем физику на высоком уровне знают в старших классах единицы. Поэтому, получая задания высокого уровня сложности, ученики в основном сразу теряются и не выполняют работу совсем. Чтобы сделать выполнение работ практикума по силам всем ученикам, даже с низким уровнем знаний, мы предлагаем следующий подход к критериям выбора работ практикума.

В одном цикле (соответствующем определенной теме) могут быть представлены работы, реализующие разные цели.

Основное назначение работ физического практикума – контроль знаний учащихся. Но в процессе их выполнения продолжают формироваться уменияи навыки,

которые не были в должной мере сформированы ранее. Работы в одном цикле выполняются в последовательности от простой к более сложной.

1. Критерии выбора работ для проведения физического практикума.

1. Целесообразность проведения.

Работа должна иллюстрировать общие закономерности протекания явления данной группы. Общие закономерности изучаемого явления можно было установить уже из наблюдений, а расчет лишь подтверждал правильность выводов.

2. Соответствие целям проведения практических работ (см. выше).

3. Наличие в школе необходимого оборудования в должном количестве.

4. Уровень подготовленности учащихся.

5. Логическая последовательность в пределах цикла.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...

Сущность и характеристика детского коллектива
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, ...

Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru