Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учеников творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения физики в школе. Проблема развития личности ученика стала еще более актуальной в связи с демократизацией и гуманизацией всех аспектов деятельности современной школы. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать.
Важнейшим фактором гуманизации учебно-воспитательного процесса является его дифференциация, которая дает возможность разрешить противоречие между потребностью общества в людях с развитыми индивидуальными способностями и однообразием обучения в школе. Вот почему гибкость учебных планов и программ становится характерным признаком сегодняшней школьной жизни. Но этим возможности реализации дифференцированного подхода не ограничивается. Существенным является последовательное развитие способов индивидуализации обучения в условиях обычного класса, то есть внутренняя дифференциация.
Как известно, в произвольно сформированных классных коллективах ученики отличаются между собой интересами к изучению отдельных дисциплин, уровнем учебных возможностей. Практические результаты обучения и воспитания свидетельствуют о том, что низкая успешность многих учеником является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний и темпом, который учитель предлагает на уроке. В результате этого класс оказывается неоднородным по способности к усвоению знаний. К сожалению, до настоящего времени в учебном процессе доминирует ориентация на абстрактного «среднего» ученика. Как же соответственно возможностям каждого ученика обеспечить качественное усвоение всем классом базового уровня знаний? В решении этой проблемы важная роль принадлежит организации учебной деятельности школьников. Поэтому темой своей работы я выбрал дифференциальное обучение.
Цель работы:
раскрыть сущность и особенности дифференциации обучения как основополагающего принципа обучения.
Задачи работы:
изучить теорию дифференцированного обучения, обосновать необходимость, рассмотреть его достоинства и недостатки.
Презентовать практическое использование форм и методов дифференцированного обучения.
Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание
Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятель ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.