коммуникации, связанные с деятельностью по распространению духовных ценностей.
По признаку организации Ю.А. Стрельцов выделяет два самостоятельных вида досуговой детской коммуникации. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и собой представляет наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения – это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку дети хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.
В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи детей. Характерная черта их – чередование высказываний одного ребёнка с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал-отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаимовнимание. Собеседники-дети должны слушать друг друга, при этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет здесь практически без перерывов.
В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.
Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые детьми чувства и эмоции. Для выражения их ребёнок прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.
Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговый результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих детей.
Все многообразие форм коммуникации детей в условиях досуга можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Выделяются следующие формы работы с детьми, направленные на формирование у них коммуникативных навыков:
Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важ ...
Разработка методического обеспечения дифференцированного
подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок»
Понятие «Рисунок» как учебный предмет возникло во второй половине XVI века в результате появление целого ряда портретных образов исторических деятелей, что свидетельствует о значительных достижениях русского искусства XVI века. Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные ...
Пятый этап в математике конечных количеств
Пятый этап состоит в проектировании конечного количества в заданную форму. Выясняется, что конечное количество не всегда может быть построено в форме таких геометрических фигур, как квадрат, прямоугольник или куб. Теперь новым качественным состоянием является конструктивность или возможность констр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.