Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии коммуникативных навыков детей

Педагогика » Развитие коммуникативных навыков детей средствами культурно-досуговой деятельности » Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии коммуникативных навыков детей

Страница 3

коммуникации, связанные с деятельностью по распространению духовных ценностей.

По признаку организации Ю.А. Стрельцов выделяет два самостоятельных вида досуговой детской коммуникации. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и собой представляет наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения – это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку дети хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.

В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи детей. Характерная черта их – чередование высказываний одного ребёнка с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал-отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаимовнимание. Собеседники-дети должны слушать друг друга, при этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет здесь практически без перерывов.

В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые детьми чувства и эмоции. Для выражения их ребёнок прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.

Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговый результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих детей.

Все многообразие форм коммуникации детей в условиях досуга можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяются следующие формы работы с детьми, направленные на формирование у них коммуникативных навыков:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования
В настоящее время в социально-педагогической науке представлено большое количество исследований по теории и практике социально-педагогической деятельности, их роли в удовлетворении особых социальных, и культурно-образовательных потребностей детей и молодежи. Разработаны концепции социально-педагоги ...

Творческие игры дошкольников
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. Она делит все детские ...

Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста
Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-пс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru