Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов

Педагогика » Различные подходы к определению количества информации. Единицы измерения количества информации » Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов

Страница 5

7. Конспект урока №4

Тема урока: Измерение количества информации (алфавитный и содержательный подходы)

Тип урока: Повторение пройденного материала

Цели:

образовательные

- повторение, закрепление, контроль знаний и умений по теме «Количество информации. Алфавитный и содержательный подходы. Единицы измерения количеств информации»

развивающие

- развитие логического мышления, расширения кругозора учащихся;

воспитательные

- воспитать интерес к изучаемой теме;

- воспитание информационной культуры.

Задачи:

Ученик:

- должен уметь решать задачи на нахождение количества информации с точки зрения алфавитного и содержательного подходов;

- должен уметь систематизировать задачи на измерение информации по формулировке, типу, способу решения.

Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, решение задач.

Оборудование урока:

1. карточки с заданиями для самостоятельной работы и домашней контрольной работы;

2. демонстрационная презентация «Измерение количества информации. Содержательный и алфавитный подходы» (презентация находится в самом конспекте).

План урока.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

3. Актуализация знаний (5 мин)

4. Решение задач (15 мин)

5. Самостоятельная работа (15 мин)

6. Подведение итогов урока, домашнее задание (5 мин)

Ход урока:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

(отвечают и настраиваются на работу)

Проверка домашнего задания. Проверяю домашнее задание, подхожу и смотрю.

Слайд1

Сегодня мы с вами продолжим разговор об измерении информации.

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите сегодняшнее число, и тему урока «Измерение количества информации (алфавитный и содержательный подходы)».

(записывают число и тему урока)

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на измерение информации с точки зрения и содержательного и алфавитного походов. В конце урока проведем самостоятельную работу, на дом же будет задана домашняя контрольная работа.

Для начала вспомним материал прошлых уроков.

Какие подходы к измерению информации существуют?

(отвечают) Существуют 2 подхода к измерению информации: содержательный и алфавитный.

Верно. Чем они отличаются?

(отвечают) Содержательный подход позволяет измерить информацию только в том сообщении, в котором известно количество возможных событий (вариантов) и не один из них не имеет преимущества перед другим, т.е. здесь важно содержание сообщения. Алфавитный же подход не зависит от воспринимающего его субъекта. Он является универсальным, так как не зависит от содержания сообщения.

Отлично! Как определяется количество информации с точки зрения содержательного подхода?

(отвечают)

С точки зрения содержательного подхода количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Какая формула используется для количественного измерения информации при содержательном подходе? И что означает каждый символ в этой формуле?

(отвечают)

, где − количество возможных информационных сообщений,− количество информации.

Какие формулы используются для измерения количества информации сообщения при алфавитном подходе?

(отвечают) , I = K * i, где N – мощность алфавита, i – количество информации, которое несет каждый символ алфавита, К – количество символов в тексте, I – количество информации во всем тексте.

Решите задачи устно.

1.В коробке лежало 32 разноцветных карандаша. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали синий карандаш?

Решение:

, бит.

Ответ: 5 бит.

2.Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерками и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 4 бита информации. Определите количество шариков в мешочке.

Решение:

шариков.

Ответ: 16 шариков.

3.Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?

Решение:

, отсюда бита.

Ответ: 3 бита.

4.Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 6 битам. Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого было составлено это сообщение?

Решение:

символа.

Ответ: 64 символа.

Переведите в байты: 8 бит, 1Кбайт, 1 Мбайт, 1Гбайт.

Решение:

8 бит = 1 байт, 1Кбайт = 1024 байт, 1 Мбайт = =байт, 1Гбайт = байт.

Следующие задачи решите письменно. Слайд 2

(три ученика решают у доски, а остальные на местах)

1.Сколько страниц текста уместится на дискету и компакт- диск, если известно, что объем одной дискеты 1.44 Мбайт, объем одного компакт – диска 650 Мбайт, одна страница текста содержит 50 строк, одна строка содержит 60 символов.

1.Дано:

Объем 1 дискеты – 1.44 Мбайт;

Объем 1 компакт-диска–650 Мбайт;

1 стр-ца−50 строк;

1 строка− 60 симв.

Найти: сколько страниц уместится на дискету и компакт-диск.

Решение:

1) 1.44 Мбайт =

бай – объем одной дискеты;

2) 650 Мбайт =

байт;

3) k = 50 • 60 = 3000 символов – в одной стр-це;

4) I = K • i,

I =1 байт • 3000 символов =

= 3000 байт;

5) 1 509 949.44 : 3000500 страниц – уместится на дискету;

6) 681 574 400 : 3000

227190 страниц – уместится на компакт-диске.

Ответ: 500; 227190.

2. Сообщение, составленное с помощью 32-символьного алфавита, содержит 80 символов. Другое сообщение составлено с использованием 64-символьного алфавита и содержит 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в сообщениях.

Дано:

символа;

символа;

символов;

символов;

Сравнить и −?

Решение:

1) , бит − объем одного символа первого сообщения;

2) ,бит − объем одного символа второго сообщения;

3) бит − объем первого сообщения;

4) бит −объем второго сообщения;

Ответ: во втором сообщении информации больше, чем в первом.

3.Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?

Дано:

симв.;

Мбайт;

Найти: −?

Решение:

1) Мбайт =

=

=16384 бит;

2) ,

бит – объем одного символа;

3) символов.

Ответ: 256 символов.

А сейчас проведем самостоятельную работу. Время на выполнение работы – 20 мин.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в течении 20 мин. Задания распределены по степени сложности. Базовый уровень выполняют слабые ученики, задания повышенной сложности — средние и сильные учащиеся. По окончании проводится проверка.) Слайд 3,4,5,6

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...

Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...

Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение. Сочинение – это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru