Инструментальные ошибки

Страница 8

Во-первых, получение диагностических результатов возможно только в реальной жизнедеятельности учащихся. Никакие остановки, нарушающие ход естественного развития школьной жизни, в педагогическом исследовании недопустимы.

Вторая проблема заключается в адекватности собираемой о воспитательном процессе информации. Решение этой проблемы связано с поиском путей получения не только достаточного количества информации, но и высокой степени ее достоверности. Исследовательские данные должны отражать определенное состояние параметров конкретной педагогической ситуации, в которой действует учащийся, то есть отражать устойчивые связи и закономерности различных проявлений деятельности.

Третья проблема связана с многозначительностью языка, на котором фиксируются исследовательские данные. Частой ошибкой начинающего исследователя является описание различных сторон воспитательного процесса в разных системах понятий. Эта ошибка происходит из-за трудности найти такой кластер понятий, который полностью смог бы охватить всю структуру исследуемого явления.

Четвертой проблемой, часто встающей перед исследователем, становится поиск таких путей анализа наблюдаемого процесса, при которых к минимуму сводится влияние личностных субъективных установок исследователя.

В педагогическом эксперименте приходится прибегать к сложной системе защиты получаемой информации от субъективного искажения ее в результате восприятия и оценки под влиянием сложившихся представлений, установок, жизненного и исследовательского опыта и т. д. В ряде случаев используют повторный сбор информации, перекрещивающиеся и контрольные группы и другие способы, повышающие валидность и достоверность исследования.

Все методы прогнозирования основываются на экстраполяции имеющихся данных о сущности исследуемого процесса (под экстраполяцией мы понимаем установление значения функции (х) в точках, лежащих вне интервала, образованного известными значениями. Если нам известны значения Х1; Х2; Х3 Хn, то экстраполяцией мы должны определить значения Хn+1, Хn+2, Хm, Хm+1).

В воспитании метод экстраполяции применяется чаще всего для краткосрочного (локального) прогноза. Отсюда и основная трудность прогноза этим методом – обоснование выбора предела экстраполяционного предсказания. Чем отдаленнее прогноз, тем больше вероятность ошибки и ниже надежность и достоверность.

Результаты экстраполяционного прогнозирования, по сравнению с методом экспертов, менее надежны, поэтому в исследовании обычно используется одновременно несколько методов прогнозирования: метод Дельфи, коллективная генерация идей, метод комиссии и т.д.

Применение метода экстраполяции требует от исследователя соблюдения следующих условий:

– определение возможных объектов экстраполяции, то есть выделение таких воспитательных процессов и тенденций, для которых экстраполяция возможна;

– определение временных границ экстраполяции, то есть продолжительности наиболее вероятного прогноза.

Прогнозировать воспитательный процесс можно не только аналитическими методами, но и графическими. Одним из наиболее используемых методов графического прогнозирования является построение сетевых моделей воспитательного процесса.

Теоретической основой сетевого моделирования послужила теория графов. (Теория графов – область математического анализа пространственных фигур, называемых графами). Граф представляет собой совокупность двух различных элементов. Одни называются вершинами, другие – дугами.

На рисунке дается пример сетевой модели и показываются оба вида элементов.

Граф называется ориентированным ( как на рисунке), если дуги направленные.

Начало дуги называется началом пути, а ее окончание – концом пути. Путь на сетевых моделях – есть последовательность дуг, в которой каждая предшествующая дуга совпадает с последующей. Обычно вершинам присваивается какой-либо символ (То, Т1, Т2 . . . Т). Номера вершин устанавливаются последовательно.

Основная цель построения сетевой модели – это представление воспитательного процесса в виде последовательности отдельных ситуаций, которая достаточно описывает основные действия или шаги. Часто с помощью такой сетевой модели определяются связи между отдельными этапами воспитательной деятельности учащихся. В этом случае каждая вершина соответствует этапу деятельности, а дуги обозначают связи между этими этапами.

При построении сетевой модели необходимо соблюдать ряд правил, определяемых тем, что всякая вершина обозначает этап или ситуацию, которая может быть названа нами “событием”. Отсюда:

– правило первое: между двумя “событиями” может быть только одна дуга;

– правило второе: “событие”, происходящее раньше по времени, должно иметь номер меньше, чем более позднее событие;

– правило третье: необходимо избегать двух и более связей между “событиями”, имеющими общее начало и окончание;

– правило четвертое: сетевая модель не может иметь замкнутых циклов, когда начало пути совпадает с его концом, и тупиков – событий, из которых не выходит ни одной дуги, если это “событие” не является завершающим;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Прусского школьного образования в борьбе с наступающей американизацией
В этой главе автор рассуждает о необходимости образовательных реформ, имеющих целью изучение «культурной истории» и восстановление «духовного прошлого», Э. Дюбуа – Реймон отмечает, что ему недостает терминов для выражения «опасности, которой подвергается культурное развитие»: «Ей трудно дать назван ...

Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни. Чтобы диагностика уров ...

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru