Инструментальные ошибки

Страница 8

Во-первых, получение диагностических результатов возможно только в реальной жизнедеятельности учащихся. Никакие остановки, нарушающие ход естественного развития школьной жизни, в педагогическом исследовании недопустимы.

Вторая проблема заключается в адекватности собираемой о воспитательном процессе информации. Решение этой проблемы связано с поиском путей получения не только достаточного количества информации, но и высокой степени ее достоверности. Исследовательские данные должны отражать определенное состояние параметров конкретной педагогической ситуации, в которой действует учащийся, то есть отражать устойчивые связи и закономерности различных проявлений деятельности.

Третья проблема связана с многозначительностью языка, на котором фиксируются исследовательские данные. Частой ошибкой начинающего исследователя является описание различных сторон воспитательного процесса в разных системах понятий. Эта ошибка происходит из-за трудности найти такой кластер понятий, который полностью смог бы охватить всю структуру исследуемого явления.

Четвертой проблемой, часто встающей перед исследователем, становится поиск таких путей анализа наблюдаемого процесса, при которых к минимуму сводится влияние личностных субъективных установок исследователя.

В педагогическом эксперименте приходится прибегать к сложной системе защиты получаемой информации от субъективного искажения ее в результате восприятия и оценки под влиянием сложившихся представлений, установок, жизненного и исследовательского опыта и т. д. В ряде случаев используют повторный сбор информации, перекрещивающиеся и контрольные группы и другие способы, повышающие валидность и достоверность исследования.

Все методы прогнозирования основываются на экстраполяции имеющихся данных о сущности исследуемого процесса (под экстраполяцией мы понимаем установление значения функции (х) в точках, лежащих вне интервала, образованного известными значениями. Если нам известны значения Х1; Х2; Х3 Хn, то экстраполяцией мы должны определить значения Хn+1, Хn+2, Хm, Хm+1).

В воспитании метод экстраполяции применяется чаще всего для краткосрочного (локального) прогноза. Отсюда и основная трудность прогноза этим методом – обоснование выбора предела экстраполяционного предсказания. Чем отдаленнее прогноз, тем больше вероятность ошибки и ниже надежность и достоверность.

Результаты экстраполяционного прогнозирования, по сравнению с методом экспертов, менее надежны, поэтому в исследовании обычно используется одновременно несколько методов прогнозирования: метод Дельфи, коллективная генерация идей, метод комиссии и т.д.

Применение метода экстраполяции требует от исследователя соблюдения следующих условий:

– определение возможных объектов экстраполяции, то есть выделение таких воспитательных процессов и тенденций, для которых экстраполяция возможна;

– определение временных границ экстраполяции, то есть продолжительности наиболее вероятного прогноза.

Прогнозировать воспитательный процесс можно не только аналитическими методами, но и графическими. Одним из наиболее используемых методов графического прогнозирования является построение сетевых моделей воспитательного процесса.

Теоретической основой сетевого моделирования послужила теория графов. (Теория графов – область математического анализа пространственных фигур, называемых графами). Граф представляет собой совокупность двух различных элементов. Одни называются вершинами, другие – дугами.

На рисунке дается пример сетевой модели и показываются оба вида элементов.

Граф называется ориентированным ( как на рисунке), если дуги направленные.

Начало дуги называется началом пути, а ее окончание – концом пути. Путь на сетевых моделях – есть последовательность дуг, в которой каждая предшествующая дуга совпадает с последующей. Обычно вершинам присваивается какой-либо символ (То, Т1, Т2 . . . Т). Номера вершин устанавливаются последовательно.

Основная цель построения сетевой модели – это представление воспитательного процесса в виде последовательности отдельных ситуаций, которая достаточно описывает основные действия или шаги. Часто с помощью такой сетевой модели определяются связи между отдельными этапами воспитательной деятельности учащихся. В этом случае каждая вершина соответствует этапу деятельности, а дуги обозначают связи между этими этапами.

При построении сетевой модели необходимо соблюдать ряд правил, определяемых тем, что всякая вершина обозначает этап или ситуацию, которая может быть названа нами “событием”. Отсюда:

– правило первое: между двумя “событиями” может быть только одна дуга;

– правило второе: “событие”, происходящее раньше по времени, должно иметь номер меньше, чем более позднее событие;

– правило третье: необходимо избегать двух и более связей между “событиями”, имеющими общее начало и окончание;

– правило четвертое: сетевая модель не может иметь замкнутых циклов, когда начало пути совпадает с его концом, и тупиков – событий, из которых не выходит ни одной дуги, если это “событие” не является завершающим;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Цели, задачи и гипотезы эксперимента
Цели эксперимента: 1. Оценка наличного уровня развития познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста. 2. Определение средств, с помощью которых можно было бы повысить уровень развития познавательных процессов у неуспевающих учащихся. 3. Разработка методики практической экспериментал ...

Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех ...

Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых но ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru