Инструментальные ошибки

Страница 7

Применяемые экспертные методы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся различные методы коллективной генерации идей, так называемый “брейнсторминг” – “мозговой штурм”, где в результате коллективного выдвижения идей рождается путь решения подчас таких сложных задач, которые в одиночку исследователем решены быть не могут, и “синоптические модели”, не имеющие ничего общего с определением погоды, но позволяющие на основе опроса большого количества экспертов определить наиболее вероятный прогноз развития объекта и наиболее активно влияющего на изучаемый нами объект фона. Для опроса экспертов сегодня используются специальные опросные листы, анкеты, таблицы, заполняя которые эксперты опираются не только на свой опыт и специальные знания, но и на свою интуицию. Такие системы методов прогнозирования вместе со средствами реализации этих методов в виде анкет, таблиц, экспертных советов представляют собой прогнозирующие системы.

В прогнозирующие системы мы также должны включать и используемые исследователем или экспертами компьютеры и специально для них разработанные программы. В качестве экспертов обычно выступают хорошо профессионально подготовленные специалисты, чьи знания и эрудиция не вызывают сомнений. Для определения соответствия экспертов возлагаемым на них задачам проводят анкетный опрос компетентности эксперта. Дополнительно к этому опросу добавляется самооценка компетентности, даваемая самим экспертом.

Оценка производится по следующей формуле:

К = 5кэ / 5сэ,

где К – коэффициент компетентности ,

5кэ – сумма оценок компетентности, даваемых эксперту,

5сэ – сумма самооценок эксперта.

В книге американского ученого Артура Кларка “Черты будущего” сформулированы три наиболее общих требования к экспертам, которые ограничивают их использование в прогнозировании в следующих случаях:

– если эксперты являются специалистами в интересующей нас области, но не способны видеть то, что должно обязательно произойти;

– если эксперты не знакомы с опытом предшественников и не знают причин постигших их неудач;

– если эксперты пытаются определить детали будущего, а не тенденции и направления развития

Хотя эти ограничения были описаны в книге Артура Кларка более 30 лет назад, сегодня их значимость ничуть не уменьшилась.

Особое место в прогнозировании занимает морфологический метод. Сущность морфологического метода прогнозирования состоит в расчленении проблемы на ряд основных параметров, определяющих воспитательный процесс. В результате мы получаем возможность исследовать связи между отдельными параметрами и как бы выстраиваем схему-алгоритм всех возможных путей развития изучаемого процесса.

Ценность морфологического анализа в том, что он позволяет перебрать все возможные решения и выбрать те, которые наиболее приемлемы с организационной и содержательной точек зрения. Таким образом, морфологический анализ позволяет прогнозировать новые пути и этапы развития воспитательного процесса. Наиболее близким к морфологическому анализу является метод составления “дерева целей”.

В рассмотренном нами примере главной целью является формирование умения коллективного взаимодействия. На каждом этапе выдвигаются более локальные цели: умение распределить обязанности, умение принять участие в коллективном обсуждении, умение поддерживать положительный эмоциональный тон в классном коллективе и т.д.

Другой пример, построение “дерева целей”, мы приводим для того, чтобы показать, как влияют различные виды педагогической подготовки на формирование профессиональных качеств будущих учителей.

Верхний ярус целей составляет общая цель – педагогическая готовность к работе в школе.

Второй ярус образует более частные цели, такие как мировоззренческая, психолого-педагогическая, специально-методическая и другие виды подготовки.

Третий ярус – еще более частные цели, выступающие в виде обобщенных умений, знаний, системы отношений.

Четвертый ярус – конкретные педагогические умения – диагностические, коммуникативные, организаторские и т.п.

В схематичном виде “дерево целей” можно представить следующим образом ( см. рис.).

Количество ярусов ограничивается только самим экспериментатором и задачами эксперимента.

Построение “дерева целей” близко по своему принципу к разработке сетевых моделей прогнозирования, которые также представляют собой разновидности морфологического анализа воспитательного процесса. Прежде чем говорить о сетевом моделировании, необходимо познакомиться еще с несколькими понятиями. Среди них мы хотим отметить такие методы прогнозирования, как экстраполяция, сетевое моделирования, причинный анализ и метод семантического дифференциала.

В прогнозировании особенно важно определить предел распространения выявляемых закономерностей воспитательного процесса. Это связано с предварительным содержательным анализом достигнутого уровня воспитанности. Такой анализ по своей сути является диагностикой уровня воспитанности. Для проведения такой диагностики необходимо решить несколько исследовательских проблем.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Формирование обобщённого образа предмета окружающей действительности на основе осязательного восприятия
При восприятии предметного мира слепые дети дошкольного возраста используют сохранные анализаторы, компенсируя с их помощью недостаток информации, обусловленной отсутствием или значительным понижением зрения. Огромную решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. По выражению Сечен ...

Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...

Изучение проблем мышления педагогами
Современная концепция общего образования во главу утла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru