Инструментальные ошибки

Страница 2

Использую факторный анализ психологи создали целую плеяду многофакторных тестов, описывающих множество личностных параметров в их взаимосвязи. В социальном исследовании сегодня широко используются различные личностные опросники, которые выявляют особенности личности. Особенно широко они применяются в психодиагностике и медицинской психологии.

“Остается один только ритм

Во всю ширь мирозданья…”

П. Антокольский

Парный анализ применяется для установления вероятности наличия причинно-следственных связей между двумя или несколькими переменными. По сравнению с приемами, описанными раньше, парный анализ дает гораздо более достоверные результаты. Принцип парного анализа: рассматривая группу явлений или событий, давать вероятность происхождения каждого из них и на основе этой вероятности строить предположения о причине и следствии. Допустим исследователь, рассуждая о причинах отчуждения ученика в школе, проходит следующие стадии рассуждения:

– допустим некоторые ученики в школе более отчуждены, так как не получают от учебы удовольствия;

– они не получают удовольствия от учебы отчасти от того, что не имеют в школе друзей, а отчасти от того, что не понимают нужности изучаемого в дальнейшей жизни;

– непонимание необходимости обучения, видимо, таким образом слабо связано с количеством друзей.

Теперь для некоторого количества учеников можно измерить каждый из параметров (степень отчуждения, степень осознания важности обучения, получение радости при учебе и количество друзей). Далее, комбинируя параметры парами, можно вычислить для каждой пары коэффициент корреляции. Пусть в результате проведенных исследований получились следующие коэффициенты корреляции:

Какие же выводы можно сделать из полученной таблицы? Уровень отчуждения оказался в сильной негативной связи с двумя переменными – с осознанием нужности (-0,48) и с получением радостных ощущений (‑0;53). То есть, чем безрадостнее проходит для школьника учеба и чем больше он не осознает, зачем учится, тем сильнее тяготится он школой, тем сильнее степень отчуждения. Напомним, что теперь, зная величину и направление связи, мы можем заниматься прогнозированием, но еще не можем делать напрямую выводов о наличии причинно-следственных связей. Как оказалось, помимо всего прочего, две из прогнозирующих переменных оказались в сильной связи между собой. Это радостность обучения и осознание его нужности. Влечет ли высокая степень отчуждения слабое осознание нужности обучения или наоборот? На эти вопросы помогает ответить парный анализ. Для получения возможности делать заключения о причинах и следствиях экспериментальные результаты необходимо сопоставить с исходными теоретическими рассуждениями. Таким образом парный анализ включает в себя четыре основные ступени:

– Построение цепочки умозаключений и, соответственно, выбор переменных. В нашем примере этот этап сводился к таким рассуждениям: *Когда ученик не понимает, что то, чему его учат, важно для него, его перестает радовать школа.

Отсутствие друзей уменьшит количество радостных ощущений.

У тех, кто не любит школу и не имеет там друзей, рано или поздно происходит заметное отчуждение от неё.

– Переменные, выделенные на первом этапе, надлежит измерить так или иначе.

– Необходимо вычислить попарно коэффициенты корреляции.

– Полученные результаты сопоставляются с исходными теоретическими посылками.

На основе сопоставления делается вывод о причинно-следственных связях. Результаты парного анализа можно представить в графическом виде (см. рис …) На нем направление связи показано стрелкой, а величина связи указана над ней. По стрелкам и цифрам можно очень наглядно представить картину причинно-следственных связей, опираясь на теоретические рассуждения.

“Волшебником буду сегодня

И неудачу в удачу я превращу.”

Н. Рерих

Необходимость достоверного предсказания результатов социально-педагогического процесса в реальной педагогической практике заставляет искать способы и методы такого познания педагогических явлений, которое способно определить, что есть оптимальное педагогической воздействие, а так же условия и формы организации деятельности учащихся.

Эти задачи решаются только с использованием моделей исследуемого процесса. В этом прав был замечательный советский психолог и философ К.К.Платонов, который писал в своей книге, что диагностика “из необозримого числа свойств и особенностей личности изучает и определяет только те, что связаны с четко поставленными целями, конкретизирующими изучаемое явление”.

В современной науке наиболее обобщенный подход связан с развитием системных исследований и их объединением с методологией моделей.

В результате такого объединения сформировалась особая сфера модельного познания – системное моделирование.

Системное моделирование в нашем понимании обладает двоякой гносеологической характеристикой: с одной стороны, на него распространяются все гносеологические принципы моделирования, с другой, системное моделирование само формирует специфические черты метода моделей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Повышение эффективности социально-педагогического сопровождения путем применения различных педагогических технологий в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Базисный учебный план является выражением данного уровня в государственных образовательных стандартах. В ходе построения учебного плана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образования в зависимости от целей обучения. Все содержание образования делится на две части: и ...

Диагностика определения уровня развития критического мышления и умений монологической речи учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия»
В соответствии с объектом и предметом исследования была проведена диагностика учащихся. В диагностике приняли участие 10 учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области. Диагностика включала 2 аспекта: личностный и предметный. Целью личностного аспекта стало опр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru