Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

Педагогика » Подходы к определению понятия "воспитание" » Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

Страница 1

Мероприятие: лекция, упражнение-дискуссия

Цели:

прививание нравственных ценностей;

воспитание в ученике нравственных качеств.

Задачи:

cформировать представления о нравственности;

развить понимание термина «совесть», рассмотрение форм извращенной совести;

рассмотрение определений «эмпатия», «стереотипы»

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность необходимо рассматривать с позиции общечеловеческих ценностей. Три основополагающие ценности – истина, добро, красота – соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воли и чувствам. С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств – отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.

Как научить нравственности?

Проблема формулируется просто: как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? При этом помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Нравственная позиция – это ценности, которые важны для нас.

Различают следующие типы ценностей:

Нравственные (этические):

Всеобщие универсальные:

честность, сочувствие, сострадание, справедливость, уважение, свобода;

Неуниверсальные:

обязанности по отношению к религии, обязанности по отношению к учебному заведению, семейные обязанности и др.

Ценности, не связанные с нравственностью.

Иногда их называют предпочтениями: классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, математика, балет, рыбалка и др.

1. Упражнение-дискуссия «Ложь»

Что такое ложь?

Нормально ли лгать?

Часто ли Вы лжете?

Что при этом чувствуете?

Отчего люди лгут?

Как ложь влияет на отношения людей?

Когда люди начинают лгать?

Кто страдает ото лжи?

Как следует понимать поговорку «ложь – забывается, правда - остается»?

Может ли солгать друг?

Кто чаще лжет – мягкий характером или жесткий человек?

Каковы последствия лжи?

Как общество провоцирует человека на ложь?

Подстрекаете ли Вы на ложь других?

Может ли фантазия заставить солгать?

Если все лгут – хорошо это или плохо?

Как Вы себя чувствуете, если вам откровенно лгут?

Долго ли Вы переживаете обман?

Может ли ложь влиять на внутренний мир человека?

Если друг обманул Вас, а потом извинился, простите ли Вы его?

Сложно ли постоянно лгать?

Как ложь влияет на стабильность дружбы?

Как бы Вы чувствовали себя в обществе, в котором нельзя никому доверять?

Почему Вы хотите, чтобы люди говорили правду?

Такие вопросы рассчитаны на обратимость, универсальность и долгосрочность, могут иногда изменить человеческую жизнь.

Разговор о лжи не может не затрагивать проблему совести. Совесть – способность человека формировать моральные обязательства требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть – это внутренний голос, позволяющий отличать правильное от неправильного.

Но всегда ли мы прислушиваемся к этому голосу и следуем его советам? Если у нас развивается привычка не замечать его, то внутренний голос звучит все тише и тише, потому что развитие совести не идет автоматически, подсознательно.

В жизни встречаются различные формы извращенной совести:

неправильно сформированная совесть;

неоправданное чувство вины, когда мы не виноваты, но почему-то несем в себе чувство виновности;

ослабленная (ленивая) совесть, когда мы оправдываем свое не правильное поведение, ложно успокаиваем себя, указывая пальцем на других или ссылаясь на то, что нас заставили плохо поступить.

Человек должен помнить о двух аспектах совести:

знать, что верно, различать добро и зло;

поступать правильно, потому что мы никого не можем винить за свои поступки.

2. Упражнение-дискуссия «Совесть»

Так ли уж невинно списывание?

Что Вы чувствуете при списывании?

Представьте себя на месте преподавателя. Задевает ли Вас то, что Ваши учащиеся списывают? Если да, то почему?

Как списывание вливает на доверие между учащимися?

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...

Теоретические аспекты обучения
Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного ра ...

Значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста
"Восприятие-отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков". Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Восприятие - очень сложный, системный, многоуровневый п ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru