Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

Педагогика » Подходы к определению понятия "воспитание" » Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

Страница 1

Мероприятие: лекция, упражнение-дискуссия

Цели:

прививание нравственных ценностей;

воспитание в ученике нравственных качеств.

Задачи:

cформировать представления о нравственности;

развить понимание термина «совесть», рассмотрение форм извращенной совести;

рассмотрение определений «эмпатия», «стереотипы»

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность необходимо рассматривать с позиции общечеловеческих ценностей. Три основополагающие ценности – истина, добро, красота – соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воли и чувствам. С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств – отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.

Как научить нравственности?

Проблема формулируется просто: как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? При этом помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Нравственная позиция – это ценности, которые важны для нас.

Различают следующие типы ценностей:

Нравственные (этические):

Всеобщие универсальные:

честность, сочувствие, сострадание, справедливость, уважение, свобода;

Неуниверсальные:

обязанности по отношению к религии, обязанности по отношению к учебному заведению, семейные обязанности и др.

Ценности, не связанные с нравственностью.

Иногда их называют предпочтениями: классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, математика, балет, рыбалка и др.

1. Упражнение-дискуссия «Ложь»

Что такое ложь?

Нормально ли лгать?

Часто ли Вы лжете?

Что при этом чувствуете?

Отчего люди лгут?

Как ложь влияет на отношения людей?

Когда люди начинают лгать?

Кто страдает ото лжи?

Как следует понимать поговорку «ложь – забывается, правда - остается»?

Может ли солгать друг?

Кто чаще лжет – мягкий характером или жесткий человек?

Каковы последствия лжи?

Как общество провоцирует человека на ложь?

Подстрекаете ли Вы на ложь других?

Может ли фантазия заставить солгать?

Если все лгут – хорошо это или плохо?

Как Вы себя чувствуете, если вам откровенно лгут?

Долго ли Вы переживаете обман?

Может ли ложь влиять на внутренний мир человека?

Если друг обманул Вас, а потом извинился, простите ли Вы его?

Сложно ли постоянно лгать?

Как ложь влияет на стабильность дружбы?

Как бы Вы чувствовали себя в обществе, в котором нельзя никому доверять?

Почему Вы хотите, чтобы люди говорили правду?

Такие вопросы рассчитаны на обратимость, универсальность и долгосрочность, могут иногда изменить человеческую жизнь.

Разговор о лжи не может не затрагивать проблему совести. Совесть – способность человека формировать моральные обязательства требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть – это внутренний голос, позволяющий отличать правильное от неправильного.

Но всегда ли мы прислушиваемся к этому голосу и следуем его советам? Если у нас развивается привычка не замечать его, то внутренний голос звучит все тише и тише, потому что развитие совести не идет автоматически, подсознательно.

В жизни встречаются различные формы извращенной совести:

неправильно сформированная совесть;

неоправданное чувство вины, когда мы не виноваты, но почему-то несем в себе чувство виновности;

ослабленная (ленивая) совесть, когда мы оправдываем свое не правильное поведение, ложно успокаиваем себя, указывая пальцем на других или ссылаясь на то, что нас заставили плохо поступить.

Человек должен помнить о двух аспектах совести:

знать, что верно, различать добро и зло;

поступать правильно, потому что мы никого не можем винить за свои поступки.

2. Упражнение-дискуссия «Совесть»

Так ли уж невинно списывание?

Что Вы чувствуете при списывании?

Представьте себя на месте преподавателя. Задевает ли Вас то, что Ваши учащиеся списывают? Если да, то почему?

Как списывание вливает на доверие между учащимися?

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур ,которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным. Аппликации вы ...

Методика исследования фонематического анализа
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа. Задачи исследования: подобрать методики исследования состояния фонематического анализа; определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа; дать качественный и кол ...

Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru