Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Сейчас стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентации, что в комплексе приводит к росту "жертв" среди старших, средних и молодых групп населения. В результате возросло число и разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения). В городах, где при закрытии предприятий наблюдается массовая безработица, где низкий культурный уровень населения, очень велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30%), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, наркоманов, психически травмированных, инвалидов.
Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет антисоциальный характер.
Фактором виктимизации может быть семья, когда например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.
Завершая характеристику объективных факторов виктимизации, следует отметить, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек станет жертвой неблагоприятных условий социализации. Из них наиболее распространенны:
Период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки.
Дошкольный возраст (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и (или) его заброшенность; нищета семьи; антигуманность воспитателей детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.
Младший школьный возраст (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, выпивке, воровству); угнетение; физические травмы; потеря родителей; изнасилование, растление.
Подростковый возраст (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы; травля сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосоциальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
Ранняя юность (15 - 17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы; навязчивый бред дисморфофобии; потеря перспективы; непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождение-противоречие между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.
Юношеский возраст (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом ...
Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его
компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства. «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.