Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации

Педагогика » Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации » Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации

Страница 3

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Сейчас стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентации, что в комплексе приводит к росту "жертв" среди старших, средних и молодых групп населения. В результате возросло число и разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения). В городах, где при закрытии предприятий наблюдается массовая безработица, где низкий культурный уровень населения, очень велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30%), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, наркоманов, психически травмированных, инвалидов.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет антисоциальный характер.

Фактором виктимизации может быть семья, когда например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.

Завершая характеристику объективных факторов виктимизации, следует отметить, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек станет жертвой неблагоприятных условий социализации. Из них наиболее распространенны:

Период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки.

Дошкольный возраст (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и (или) его заброшенность; нищета семьи; антигуманность воспитателей детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

Младший школьный возраст (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, выпивке, воровству); угнетение; физические травмы; потеря родителей; изнасилование, растление.

Подростковый возраст (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы; травля сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосоциальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

Ранняя юность (15 - 17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы; навязчивый бред дисморфофобии; потеря перспективы; непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождение-противоречие между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

Юношеский возраст (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Время проведения народных подвижных игр
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроен ...

Реализация контрольно-диагностической функции
Итак, контрольно-диагностическая функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Руководство методической работой в детском саду осуществляет заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе (старший воспитатель ил ...

Психологические особенности детей в период 10 – 12 лет
Важнейшей является задача развития мышления учащихся. В процессе обучения ребенок оперирует как с самими предметами, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Операции с этими элементами производятся мысленно, и они обратимы, т.е. действие операций может быть сведено на нет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru