Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
В программе обучения дошкольников имеется 4 блока изучения математических понятий: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и во времени. Подробно остановимся на каждом из этих блоков.
В блоке количество и счёт детей учат:
- закреплению навыков счёта в пределах десяти и выше. Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов (с открытыми и закрытыми глазами);
- количественный состав числа из единиц в пределах десяти, а также замена одного числа двумя меньшими (в пределах пяти);
- порядковый счёт в пределах десяти;
- образование натуральных чисел в пределах десяти из предыдущего числа и единицы;
- сравнение натуральных чисел первого десятка;
- присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах десяти;
- счёт группами (по два, по три и т.д.);
- деление целого предмета на части, сравнение целого и части;
- знакомство с цифрами;
- знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
- сравнение множеств с математическим содержанием, выделение общих закономерностей, нахождение «непохожего» элемента (который не отвечает данной закономерности), замена этого элемента «похожим» элементом. Классификация и сериация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям.
В блоке величина дети узнают:
Измерение длины, ширины, высоты окружающих предметов с помощью условной мерки.
Определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Развитие «чувства веса». Развитие глазомера.
В блоке форма дошкольников знакомят:
- закреплять представления об элементарных геометрических фигурах, правильное их называние (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, куб, шар, цилиндр, конус);
- анализировать сложные геометрические фигуры на составные части;
- синтез сложных геометрических фигур из элементарных (как с помощью моделей, так и с использованием чертежей и рисунков);
- использование геометрического материала в качестве средства классификации и сериации множеств.
В блоке ориентировка в пространстве и во времени дети узнают:
Ориентировку на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Закрепление представлений о последовательности дней недели, называние сезонов и месяцев года.
Развитие «чувства времени» у детей.
В результате обучения к концу года дети должны знать:
– количественный и порядковый счёт в пределах десяти как в прямом, так и в обратном порядке;
– понимать, как образуется каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа;
– состав чисел первого пятка из отдельных единиц и двух слагаемых (более подготовленные дети – состав чисел в пределах десяти);
– обозначение числа с помощью цифр (от 0 до 9);
– понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;
– структуру задачи (условие, вопрос);
– иметь первичное представление о таких величинах как длина, масса, время;
– иметь представление об элементарных геометрических фигурах;
уметь:
соотносить числа, заданные с помощью числовых фигур и предметных картинок, с цифрами; а также сложение и вычитание по частям:
производить простейшие арифметические действия вида: а также сложение и вычитание по частям:
решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшите числа на несколько единиц, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания;
измерять длину, массу с помощью условной мерки;
правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры;
осуществлять анализ геометрических фигур на более элементарные фигуры и синтез более сложных фигур из элементарных;
использовать разрезные цифры для записи чисел и арифметических действий (более подготовленные дети – писать цифры от 0 до 9);
Понятие и сущность процесса объяснения
Объяснение – одна из важнейших педагогической науки в целом. Объяснение используется и в повседневном языке, чтобы объяснить какое-либо явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали различные системы, объясняющие события повседневной ж ...
Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы. Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды р ...
Анализ системы упражнений для обучения аудированию в средних классах
Проанализировав упражнения по аудированию в школьных учебниках по английскому языку для 7,8,9 классов, мы делаем вывод, что большое внимание уделяется диалогам и текстам с упражнениями, содержащими вопросы на после текстовом этапе, проверяющими глубину понимания и наличие фоновых знаний , а также о ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.