Формирование музыкально-эстетической культуры - важнейшая задача музыкально-эстетического развития старшеклассников

Педагогика » Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков » Формирование музыкально-эстетической культуры - важнейшая задача музыкально-эстетического развития старшеклассников

Страница 2

В обыденном сознании само понятие «эстетическое воспитание» часто сводится , по существу, к художественному. Говоря о его формах, нередко ограничиваются упоминанием об уроках рисования, музыки и литературы в школе. Между тем перечисленные виды художественного и теоретического воспитания отнюдь не исчерпывают этого понятия. Больше того, оно никак не может быть сведено и к воздействию на личность всех видов и жанров искусства, хотя роль искусства в эстетическом воспитании, несомненно, является главенствующей.

Определяя цель такого воспитания в нашем обществе, часто говорят, что она состоит в формировании всесторонне гармонически развитой личности, то есть в формировании человека современного общества. Однако это общая задача всей системы воспитания. Эстетическое развитие является существенной стороной всестороннего и гармонического роста личности. Под эстетически развитой мы понимаем личность, достигшую высокого уровня эстетической культуры, что определяется рядом показателей, которые отнюдь не сводятся только к художественной эрудиции. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе.

Развитость способности к художественному восприятию, то есть восприятию произведений искусства – результат длительного исторического и индивидуального развития. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать его.

Многие жанры классического и современного искусства, отдельные произведения его требуют серьезной подготовки и достаточного уровня культуры для их глубокого освоения. Это большинство произведений симфонической, инструментальной и оперной музыки, философский и психологический романы, трагедия, эпос, символический язык классического танца и многое другое. Достаточная для современного подростка культура художественного восприятия достигается лишь в результате целенаправленного эстетического воспитания в школе, музее, и особенно с помощью современных средств массовой информации и пропаганды, а также в результате длительного процесса самообразования и самовоспитания.

Множество накапливающихся эстетических и художественных восприятий порождают эстетический вкус как способность и определенный критерий оценки явлений действительности и искусства. Это - обобщение и интеграция всего соответствующего опыта человека и элемент не только индивидуального, но и общественного или группового эстетического сознания.

Эстетический вкус – понятие более широкое, чем художественный вкус. Его развитость – важнейший показатель эстетической культуры личности, хотя, конечно, он является категорией классовой и неразрывно связан с эстетическими идеалами. Индивид с развитым эстетическим вкусом оценивает в человеке как черты прекрасного внутреннюю одухотворенность, доброту и мужественность, творческое горение, живой пытливый ум, целеустремленность, бескорыстие и способность к самопожертвованию. В эстетическом вкусе много интуитивного. И все же он является результатом длительного эстетического развития личности, целенаправленных воспитательных воздействий и самовоспитания человека.

Произведения искусства – главное средство формирования у личности передового эстетического идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому именно произведения искусства, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой жизни предстает в художественно преобразованном, в какой-то степени «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.

Важнейшим фактором эстетического воспитания являются его теоретические формы - от уроков в школе. Но это теоретическое эстетическое воспитание обязательно должно опираться на какие-то исходные эстетические аспекты в деятельности самого человека. Теоретическое воспитание играет большую роль в систематизации эстетических и художественных знаний личности. Для ученика, знакомого с основами истории развития различных видов искусства, в том числе и музыки, все художественное прошлое человечества выступает в виде единого в своем бесконечном многообразии исторически развивающегося процесса, а не в форме отрывочных впечатлений о каких-либо классических художественных произведениях.

Широкое распространение средств массовой информации означило революцию в возможностях музыкального образования слушателей. Средства массовой информации при их умелом использовании несут в себе практически неограниченные возможности для повышения эффективности эстетического воспитания юношества.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Родительские отношения: виды, критерии
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого опр ...

Модель содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил обоснованно выбрать теоретико-методологические ориентиры для построения педагогической модели, а также определиться с параметром исследования. Итак, начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возмо ...

Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка
Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, чт ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru