Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах

Педагогика » Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности » Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах

Страница 3

Практика показывает, что взаимная форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы учащиеся младших классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет в младших классах 5 – 7 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

В результате педагогической диагностики была выявлена положительная динамика развития уровня обученности учащихся в результате применения технологии взаимного обучения. Психологическая диагностика, проведенная школьным психологом, показала, что у учащихся заметно вырос уровень общительности, познавательной активности: во-первых, повысились успеваемость и качество знаний учащихся; во-вторых, вырос интерес детей к учению. Школьники не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в т.ч. из дополнительных источников; в-третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Активные формы обучения играют не последнюю роль в сбережении здоровья детей; в-четвертых, благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности (при первичной диагностике их было 18%, а после полугода использования технологии взаимного обучения стало уже 25%). Увеличилось и количество учащихся с адекватной самооценкой. При первичной диагностике было выявлено 12% учащихся с низкой самооценкой, при вторичной диагностике их осталось 6%; в-пятых, улучшаются память и внимание учащихся.

В приложении 4 приведены фрагменты и конспекты уроков русского языка во 2-м классе, где автором использовалась технология взаимного обучения. Проанализировав упражнения, предлагаемые в учебнике (Восторгова, Е.В., Репкин, В.В., Некрасова, Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2: [Текст] / Е.В. Восторгова и др. - М.: Вита-Пресс, 2009. – 144 с.), можно заметить, что многие из них рассчитаны на организацию коллективной формы обучения русскому языку, в частности, использования взаимного обучения. В приложении 5 приводится анализ некоторых таких упражнений.

Итак, использование технологии взаимного обучения на уроках русского языка дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка.

Цель настоящей работы реализована. Задачи, поставленные в соответствии с целью данной работы, решены.

Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

Эта форма организации детского сотрудничества – взаимное обучение - положительно влияет на академическую успешность школьников, воздействуя прежде всего на эмоционально-мотивационные компоненты учения. У школьников, работающих в позиции учителя, растет самоуважение, появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками.

Кооперация в малых группах является эффективным условием обучения всех младших школьников. Использование взаимного обучения на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Технология взаимного обучения дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Жан-Жак Руссо
В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). В основе педагогических идей лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Ж ...

Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе
Конспект урока русского языка Тема урока: «Сочинение-рассуждение». Класс: 7 Цели: - образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов; - развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению законо ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru