Взаимодействие семьи и школы

Страница 2

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и другие, постоянные, текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать общение с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи - означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную, развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:

креативности - свободного развития способностей детей;

гуманизма - признание личности в качестве абсолютной ценности;

демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

гражданственности, основанной на осознании места своего "Я" в общественно-государственной системе;

ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функцией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в его педагогических советах, профессиональной поддержке. Свои предложения он вносит в планы работы школьного лектория.

Здесь целесообразно провести лекции - беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности - экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности.

Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснять причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления негативных явлений, намечать конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...

Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...

Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru