Современная система образования проявляет интерес к семье как фундаментальному, базовому условию функционирования общества, значимому элементу его самоорганизации и саморазвития, уникальному социокультурному явлению. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается на необходимость создания условий для полноценного воспитания детей в семье.
В основе новой государственной Концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.
Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Семья - ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и будущее страны. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры.
Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья - это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом.
Семья тратит огромные материальные и духовные средства, чтобы растить и воспитывать детей. Велика роль семьи во всестороннем развитии личности, т.к. именно в семье человек учится общаться, любить, творить, отдыхать, беречь свое здоровье, становится ответственным и самостоятельным. В семье каждый из ее членов имеет возможность самореализоваться, и если человек реализовал себя в семье, то это возможно осуществить и в других жизненно-важных сферах.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Принадлежность к семье помогает человеку в трудные моменты жизни преодолевать препятствия, бороться и побеждать, т.к. он чувствует себя защищенным, любимым, он знает, что рядом с ним его родные, близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Семейное воспитание будет успешным при создании родителями соответствующих педагогических условий.
Цель работы - охарактеризовать педагогические условия воспитания детей в семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности семьи как субъекта социализации, ее воспитательный потенциал.
2. Изучить исторический аспект проблемы, особенности и условия успешного семейного воспитания
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в семье.
Предмет исследования - педагогические условия успешного семейного воспитания.
педагогический семья воспитание школьник
Гипотеза исследования: семейное воспитание будет успешным, если родители будут знать и сумеют создать адекватные педагогические условия для воспитания детей в семье.
Использованы методы: теоретические - анализ литературы, анализ базовых понятий исследования; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документации, изучение и обобщение педагогического опыта.
Технология деятельностного метода обучения
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать ...
Научно – методические идеи Ф.В. Филипповича
Обратимся к вопросам методики преподавания математики, изложенных в трудах Ф. Филипповича. Ф. Филиппович и В. Мрочек указывают на узость распространенного то время понимания смысла методики математики как «сборника готовых рецептов, опирающегося на личный опыт того или иного практика-учителя». Они ...
Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.