Воспитательный потенциал семьи

Страница 1

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом.

Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

Для каждой семьи характерен свой стиль воспитания, способствующий развитию личности ребенка. Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с этим ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Г.М. Коджаспирова выделяет критерии стиля семейного воспитания: степень протекции и контроля, удовлетворенность потребностей ребенка, предъявляемые ребенку требования и способы общения с ним, применяемые санкции по отношению к ребенку, степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей. Оптимальным условием воспитания детей в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка.

А.В. Петровский характеризует различные педагогические стили родителей.

1. Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

2. Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль. Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т.д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Целеустремленное формирование мотивационной основы учебной деятельности
“Психологический закон утверждает: прежде чем предложишь ребенку какую-нибудь деятельность, постарайся заинтересовать его ею, позаботься про то, чтобы выяснить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю ж ...

Исследование влияния социально–педагогической деятельности на формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
Для подтверждения сформулированных нами теоретических положений было проведено экспериментальное исследование в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" в течение 7 месяцев. Выборка исследования составила 60 человек. Для выявления мл ...

Производство силикатов. Керамическое производство
Сырьём для керамического производства служат различного рода глины. Глина - тонкодисперсная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Обычно в глинах содержится примесь кластического аллотигенного материала зерен кварца, полевых шпатов и других материалов, и аутигенного материала ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru