Методика изучения законов и свойств арифметических действий в традиционной и вариативных программах обучения начальной школы

Педагогика » Использование законов и свойств арифметических действий при формировании вычислительных навыков » Методика изучения законов и свойств арифметических действий в традиционной и вариативных программах обучения начальной школы

Страница 5

а) в чтении и записи выражений

16 + 5 4; 4 . 7 + 54; 4 • 7 + 6 • 9; 5 • (6 + 3). «Сумма числа 16 и произведения чисел 5 и 4», «произведение числа 5 на сумму чисел 6 и 3»;

б) в наборе нужного числа двоек, троек, разными группами (сначала на кружочках разного цвета).

Можно распределительное свойство объяснить на основе сравнения результатов решения одной и той же задачи двумя способами. Например, надо вычислить число кружочков на рисунке.

I способ. В одном столбике кружков — 3

Всего столбиков на рисунке — (4 + 2)

Всего кружков будет — 3 . (4 + 2) Итак, 3 • (4 + 2) = 3 • 6 = 18.

II способ. На рисунке белых кружков- 3-4, черных кружков —3-2.

Всего кружков — 3 • 4 + 3 • 2

3 • 4 + 3 • 2 = 12 + 6 = 18.

Сравнить значения выражений 3 • (4 + 2) и

3-4 + 3-2 и записать, что 3 • (4 + 2) = 3 . 4 + 3 • 2.

В беседе с детьми надо отметить, что для умножения числа на сумму умножают число на каждое слагаемое и эти произведения складывают.

Более трудными являются для учащихся рассуждения, основанные на сочетательном законе сложения, хотя они доступны учащимся этого возраста и помогают осознать прием набора равными группами, который используется при составлении таблиц. 3 • (4 + 2) = 3 • 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 +3= 3•4 + 3•2 =78 и окончательно 3 • (4 + 2) = 3 • 4 + 3 •2.

Кроме общепринятой формы записи (в строчку) при умножении числа на сумму, интересная форма записи (в столбик) приводится в эстонских учебниках.

2 • 6 = 2 • (2 + 4) = = 2• 2 + 2 • 4 = = 4 + 8 = 12

Для усвоения распределительного свойства полезны упражнения:

1. В сравнении и вычислении значения выражений

9 • (4 + 3) = 9 • 7 =

7• (5 + 4) = 7 • 9 =

8• (6 + 2) = 8 • 8 =

Из этой работы надо сделать практический вывод, что всегда можно более трудные случаи табличного умножения свести к более легким (второй сомножитель заменить суммой двух чисел и вычислить по правилу умножения числа на сумму): 8-9 = 8- (5 + 4) = 8 • 5 + 8 • 4 = 40 + 32 = 72.

2. В умении свернуть запись

3 • 7 + 3 • 2 = 3 • (7 + 2), 8 • 4 + 8 • 3 = 8 • (4 + 3).

3. В вычислении произведения разными способами (выбрать более удобный)

9 • (5 + 4), 8 • (2 + 1), 7 • (6 + 4).

Объяснение свойства умножения суммы на число можно аналогично начинать с решения задач. В методике предлагаются и другие пути изложения этого вопроса:

а) на основе использования переместительного свойства умножения и свойства умножения числа на сумму

(3 + 4)-2 = 2-(3 + 4) = 2-3 + 2-4 = 3-2 + 4-2.

Окончательно имеем:

(3 + 4) • 2 = 3 • 2 + 4 • 2;

б) на основе определения умножения, переместительного и сочетательного свойств сложения

(3 + 4) • 2 = (3 + 4) + (3+ 4) = (3 + 3) + (4 + 4) -= 3-24-4-2;

в) на основе непосредственного знакомства с правилом:

«Умножить сумму на число можно разными способами, получая одинаковые результаты:

1. Можно вычислить сумму и умножить полученный результат на число: (5 + 4) • 3 = 9 • 3 = 27.

2, Можно умножить на число каждое из слагаемых суммы и полученные произведения сложить (5 + 4) • 3 = 5 • 3 4 4 • З.

Лучше рассмотреть с детьми свойство на конкретных примерах («открыть» его), а позднее познакомить их с доказательством (как приведено в случае «б») и записью в общей форме (а + Ь) . с = а .с 4- b • с. Теперь надо подчеркнуть, что для удобства (облегчения) вычислений можно представить в виде суммы любой сомножитель. На основе этого вывода позднее будем формировать приемы внетабличного умножения.

Третье свойство умножения — сочетательное — не находит широкого применения при вычислениях в пределах сотни, так как считается малодоступным детям этого возраста. Очень важно помочь детям увидеть и осознать, что произведение может быть больше любого сомножителя, равняться одному из сомножителей и быть равным нулю. Вывод дети в состоянии сделать, сравнивая результаты вычислений (на основе определения произведения), для примеров вида:

3-5=15 3-5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3=15

1-5 = 5 -1.8-1 + 1 + 1+1 + 1-5

0-5 = 0 0-5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0

Эта работа явится пропедевтикой к рассмотрению умножения на 1 и 0, которые особо выделяются в программе (особые случаи). Их вводят с помощью правил, так как они не вытекают из определения умножения. При определении множителя как оператора действия умножение на 1 не требует особого определения (3 • 1 = 3, «три посчитать 1 раз, получим 3»).

Обобщая случаи 1 • 3 = 3 и 3 • 1 = 3, можно сделать вывод, что произведение любого числа и единицы равно этому числу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправлен ...

Научно – методические идеи Ф.В. Филипповича
Обратимся к вопросам методики преподавания математики, изложенных в трудах Ф. Филипповича. Ф. Филиппович и В. Мрочек указывают на узость распространенного то время понимания смысла методики математики как «сборника готовых рецептов, опирающегося на личный опыт того или иного практика-учителя». Они ...

Исторические аспекты проблемного обучения
Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей «нового воспитания», которые пытались противопоставить догматическому заучиван ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru