Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Педагогика » Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников » Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Страница 5

Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Рассмотрим особенности приобщения к этим вредным привычкам, характерные для младшего школьного возраста.

В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.

Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10—15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2—3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет.

В качестве отрицательного примера хорошо вспомнить человека, знакомого ребёнку, который болеет или умер от болезни, вызванной курением. Даже если родители курят сами, они должны настаивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме. Установлено, что дети, живущие в семьях, где курят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5—9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.

Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение. Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии. По данным некоторых исследований, к 9—10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них.

В каждой семье свои праздники, к сожалению, мало таких, где праздничное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их проведения детям предлагают попробовать “средство для повзросления”. А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений (“Нет, не хочу”, “Спасибо, не стану!”, “Мне это не доставляет удовольствия” и др.). Взрослым необходимо знать, что смертельная доза для младших школьников составляет 100—150 грамм водки, а для маленьких детей — 60—70 грамм водки.

Приобщаться к наркотикам — значит заинтересованно относиться к информации о них; пробовать их из любопытства; употреблять редко или часто. Сильнодействующие наркотики могут парализовать работу мозга, вызвать искусственный сон, галлюцинации, быть причиной неадекватного поведения. Передозировка часто приводит к смерти.

Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7—8 лет. Особенно часто экспериментируют с наркотиками подростки 12—15 лет: они начинают курить марихуану, коноплю, употреблять таблетки “экстази”. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают.

В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Для этого родителям необходимо иметь собственные сформированные на основе специальной литературы знания об опасности наркотиков. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.

Причиной приобщения к наркотикам в детском и подростковом возрасте, как правило, является влияние семьи и сверстников. Например, приобщение возможно в семьях, где родители постоянно заняты, а дети предоставлены самим себе; где присутствует непоследовательное воспитание, когда за один и тот же поступок ребёнка могут похвалить и наказать; где стиль воспитания жёсткий или же ребёнок, наоборот, растёт в “тепличных” условиях. Дети из таких семей не способны планировать и строить жизнеутверждающие планы на будущее, а главное — не умеют брать на себя ответственность за собственную жизнь и поэтому становятся беззащитными перед наркотиками. Ребёнок, рождённый или воспитываемый в семье, где родители пьют, также подвержен риску стать алкоголе- и наркозависимым. Ведь употребление алкоголя ассоциируется у него с праздником, хорошо проведённым временем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Социальный контроль в детском коллективе
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, ...

Деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении, её компоненты, методы и средства
Теперь от сущности управления как процесса переходим к сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим детально деятельность управления. Как отмечает С.А.Езопова, всё чаще управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность учас ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru