Теоретические аспекты обучения

Страница 3

Различение, выдвинутое А.В. Запорожцем, позднее укрепляется в подходе Н.Ф. Талызиной, Ю.В. Карпова: выделяется, с одной стороны, умственное развитие, понимаемое как обогащение содержания интеллекта ребенка, как возникновение у него новых средств и способом мыслительное деятельности, с другой стороны, умственное развитие выступает как смена планов мышления, как переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к словесно-логическому.

Процесс учебной деятельности является основной, ведущей деятельностью детей школьного возраста. В школьном возрасте выстраиваются наиболее важные взаимоотношения с окружающими людьми, возникают наиболее значимые переживания, появляются наиболее действенные мотивы поведения. Все эти моменты определяют формирование тех или иных качеств личности школьника. От того, как будет учиться школьник и как будет строиться отношение школьника к учению, учителям, товарищам, какие переживания, мотивы, поступки возникают на основе строящихся взаимоотношений и результатов учебной деятельности. в значительной мере зависят и формирующиеся у него качества личности. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становиться основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.

В случае неуспеваемости, являющейся следствием неправильного отношения к учению, когда школьник не затрачивает необходимых трудовых усилий и относится неответственно и недобросовестно к выполнению своих обязанностей, а также когда с учением у школьника связываются отрицательные эмоции, строятся неправильные взаимоотношения с учителями и товарищами, в этих случаях учебная деятельность не выполняет своей воспитательной функции в формировании личности школьника.

Усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности. В связи с этим, в старшем возрасте различия между неуспевающими учениками и хорошо успевающими начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях.

Учебная деятельность есть деятельность трудовая и отличается целым рядом особенностей, характерных для каждой трудовой деятельности. В учебной деятельности встречается много различных работ, которые на том или ином этапе их выполнения не вызывают интереса, а иногда оказываются скучными. кроме того, часто, особенно в средних и старших классах, выполнение всех школьных обязанностей связано для школьника с затратой довольно большого количества времени, что иногда возможно только за счет отказа ученика от некоторых занятий, интересующих его больше, чем данные учебные задания. Учебная деятельность в случаях правильной организации характеризуется наличием определенных эмоций, а именно непосредственной любви к учебному труду, переживания удовлетворения от трудового напряжения в учебной деятельности и при преодолении трудностей, наличия радостных эмоций при хорошо выполненных эмоций в случае плохого их выполнения.

Определим содержание понятий «неуспеваемость» и «отставание». Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...

Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах
Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оп ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru