Теоретические аспекты обучения

Страница 2

Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все стороны активного приобщения ребенка к миру. Обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для психологии и педагогики положение об уровнях умственного развития ребенка. Первый уровень характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно. Второй уровень, определяющий зону его ближайшего развития, достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. На этой основе был сформирован принцип опережающего обучения, которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслитель ной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления.

Другой важной вехой в понимании сущности развития явилось различение А.В. Запорожцем двух видов развития интеллекта ребенка. Это, во-первых, содержательное функциональное развитие, оно состоит в обогащении содержания мышления ребенка за счет овладения им новыми знаниями, отдельными действиями и их усложненными вариантами; это постепенные, количественные по отношению ко всему интеллекту изменения. Во-вторых это стадиальное, возрастное развитие, оно состоит в появлении новых форм и планов мыслительной деятельности, например, таких качественных стадий развития мышления, как наглядно-действенное (действия с предметами), наглядно-образное (оперирование образами), словесно-логическое (действия с понятиями, символами). Функциональное развитие (накопление новых знаний, действий) подготавливает стадиальное развитие подобно тому, как количественные изменения становятся основой для качественных сдвигов.

Как писал А.В. Запорожец, функциональное развитие заключается в порциональном изменении отдельных психических свойств, функций, в изменениях, связанных с овладением ребенком отдельными знаниями и способами действия. Возрастное, стадиальное развитие – это перестройка детской личности в целом, формирование нового плана отражения действительности, изменение ведущего отношения к действительности. Функциональное развитие подготавливает возрастное, ибо частные изменения отдельных функций создают предпосылки для глобальных перестроек детского сознания. Изменения содержания и формы познавательной деятельности приводят к развитию мышления, причем формирующиеся в разные периоды детства психологические новообразования, новые планы отражения складываются на основе деятельности, имеющей ведущее значение в данном возрасте. В свою очередь функциональное развитие по-разному протекает в отдельные возрастные периоды, например, формирование умственного действия предполагает опору на уровни и планы, сложившееся на данной возрастной ступени.

Мысль, частично перекликающуюся с этим положением, высказывала Н.А. Менчинская: «Необходимо различать два пласта развития в процессе обучения – «макро» и «микро» планы. В первом случае имеется в виду развитие в процессе обучения при переходе с одного возрастного периода на последующий. Во втором случае речь идет в изменении процесса овладения какими-либо знаниями на одной и той же возрастной ступени»

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Содержание функций деятельности социального педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...

Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте
В ран­нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мыш­ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в сло ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru