Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков

Страница 2

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Вывод:

Таким образом, для проведения контрольного этапа исследования мы выделили следующие соответствия вопросов мини-опросника диагностическим шкалам теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р. и их значения:

1) – Шкалы S, I, 1, 3 – самоуважение или обратное – самокритичность, некая степень недовольства собой как сознательный стимул к самовоспитанию;

2) – 6, 7 – осознанность, понимание себя - самопонимание;

3) – IV - самоинтерес;

4) – II (реверсивная шкала 5, т.е. представленная в ее обратном значении) – уровень конкретных действий, дружелюбие/враждебность к себе.

На основе тех методик, которые были описаны в предыдущем параграфе, мы выделили три степени развитости диагностируемых показателей в процентах:

низкий – от 0 до 33,30%;

средний – от 33,30 до 66,70%;

высокий – от 66,70 до 100%.

Данный метод оценки результатов позволил нам упростить процедуру их анализа, сравнения и интерпретации результатов.

В следующем параграфе мы дадим оценку полученным результатам.

В ходе контрольного этапа исследования мы получили результаты, котороые можно оценить следующим образом.

По отношению респондентов к самовоспитанию можно сделать вывод, что подростки в целом достаточно активно относятся к себе, открыты для самосовершенствования.

Таблица 3. Сравнение результатов мини-опросника и диагностических шкал теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р.:

Параметры определения развития самовоспитания

1

2

3

4

До занятия

Выс.

Низ.

Сред.

Выс.

После занятия

Сред.

Выс.

Сред.

Выс.

Как видно из результатов данной сравнительной таблицы, уровень самоуважения у подростков снизился, что говорит о повышении самокритичности группы, повышении их общего уровня недовольства собой, «внутренней последовательности», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. Этот результат положительно подтверждается положениями, описанными в предидущей главе: о том, что подростки должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка, для возникновения осознанного стремления к самовоспитанию. Оценка уровня самопонимания группы дала значительное увеличение уровня осознности, понимания себя, т.е. нам удалось довести до сознания подростков понятие ценности собственной личности как субъекта и объекта самовоспитания. Остальные, выделенные нами значение самоинтереса и значение уровня конкретных действий, остались неизменными. Это, а также результаты работы вообще, можно объяснить следующим образом. Так как формирующая часть экспериментального исследования проводилась в слишком короткий промежуток времени, не достаточный для полноценной результативности технологии, то оценку и анализ результатов следует считать предварительными, а статистические данные – незначительными для построения серьезных концептуальных выводов. Данное педагогическое исследование и разработку технологии следует продолжать.

На сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. Delinquens - преступник, правонарушитель) субкультур. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в ...

Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...

Программа лагеря «Артек Тур»
Цели и задачи: Пропаганда здорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящими природу; Улучшение организации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта; Развитие толерантности, чувства эмпатии, принятия другого человека, в том числе не похожего на других; Воспитание ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru