Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Вывод:
Таким образом, для проведения контрольного этапа исследования мы выделили следующие соответствия вопросов мини-опросника диагностическим шкалам теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р. и их значения:
1) – Шкалы S, I, 1, 3 – самоуважение или обратное – самокритичность, некая степень недовольства собой как сознательный стимул к самовоспитанию;
2) – 6, 7 – осознанность, понимание себя - самопонимание;
3) – IV - самоинтерес;
4) – II (реверсивная шкала 5, т.е. представленная в ее обратном значении) – уровень конкретных действий, дружелюбие/враждебность к себе.
На основе тех методик, которые были описаны в предыдущем параграфе, мы выделили три степени развитости диагностируемых показателей в процентах:
низкий – от 0 до 33,30%;
средний – от 33,30 до 66,70%;
высокий – от 66,70 до 100%.
Данный метод оценки результатов позволил нам упростить процедуру их анализа, сравнения и интерпретации результатов.
В следующем параграфе мы дадим оценку полученным результатам.
В ходе контрольного этапа исследования мы получили результаты, котороые можно оценить следующим образом.
По отношению респондентов к самовоспитанию можно сделать вывод, что подростки в целом достаточно активно относятся к себе, открыты для самосовершенствования.
Таблица 3. Сравнение результатов мини-опросника и диагностических шкал теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р.:
Параметры определения развития самовоспитания |
1 |
2 |
3 |
4 |
До занятия |
Выс. |
Низ. |
Сред. |
Выс. |
После занятия |
Сред. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Как видно из результатов данной сравнительной таблицы, уровень самоуважения у подростков снизился, что говорит о повышении самокритичности группы, повышении их общего уровня недовольства собой, «внутренней последовательности», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. Этот результат положительно подтверждается положениями, описанными в предидущей главе: о том, что подростки должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка, для возникновения осознанного стремления к самовоспитанию. Оценка уровня самопонимания группы дала значительное увеличение уровня осознности, понимания себя, т.е. нам удалось довести до сознания подростков понятие ценности собственной личности как субъекта и объекта самовоспитания. Остальные, выделенные нами значение самоинтереса и значение уровня конкретных действий, остались неизменными. Это, а также результаты работы вообще, можно объяснить следующим образом. Так как формирующая часть экспериментального исследования проводилась в слишком короткий промежуток времени, не достаточный для полноценной результативности технологии, то оценку и анализ результатов следует считать предварительными, а статистические данные – незначительными для построения серьезных концептуальных выводов. Данное педагогическое исследование и разработку технологии следует продолжать.
На сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.
Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.
Роль интуиции в педагогической деятельности
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем: * без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском колл ...
Структура и содержание «Великой дидактики»
Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода. Это детство - от ...
Понятия числа
Преподавание вопросов связанных с развитием учения о числе учитель строит таким образом, чтобы ясна была связь понятий равенства, сумма и произведение, с одной стороны, и понятие числа, с другой. Таким образом, для того чтобы новые числа были равноправными, необходимо введение определения: понятие ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.