Подростковый период развития связан с изменением личностной психологической структуры и сопровождается определенной степенью социально-психологической дезадаптированности, преодолению которой способствуют формирующиеся новый уровень развития самосознания и разворачивающиеся процесс личностного самоопределения.
Определению конкретных наиважнейших задач по самовоспитанию надо учить. Четко поставленная цель, если она связана с потребностями учащихся, во многом предопределяет и результаты работы, способствует преодолению существующего разрыва между интеллектуальным и нравственным развитием личности, обогащает духовный мир подростка.
На современном этапе развития педагогики тема стимулирования самовоспитания является одной из самых широких и актуальных. Она составляет основу школы и источник ее совершенствования, а также самообразования и самовоспитания подростков.
Данная технология стимулирования процесса самовоспитания направлена на развитие у подростков чувства самокритичности и понимания себя.
Рекомендации педагогам в помощь детям в процессе саморазвития их личности.
Это, пожалуй, наиболее сложная и ответственная сфера деятельности педагога и любого взрослого, так как касается исправлений того, что уже есть, и определений перспектив становления личности, ее целей и способов их достижения. Поэтому здесь не может быть однозначных рекомендаций, как в случаях коррекции неадекватного самовосприятия, самооценивания и саморегулирования. В любом случае ребенок должен самостоятельно принимать решения, роль взрослого сводится к тому, чтобы прояснить то, что есть, и определить варианты развития будущего. Этот процесс сугубо индивидуализированный вне зависимости от возраста ребенка, нуждающегося в помощи взрослого. Определяется он уровнем доверия друг к другу, мерой компетентности того, кто оказывает помощь. Можно обрисовывать области, которые подвержены совместному обсуждению и анализу, а они определяются структурой самопознания и саморазвития, представляющих собой своеобразные процессы движения личности в построении себя и своего жизненного пути. Представим эти области.
Как и каким образом ты утверждаешь себя в глазах других людей (взрослых и сверстников)? Насколько позитивны или негативны эти способы самоутверждения? Или наоборот: как и почему ты отрицаешь себя? Какими установками при этом руководствуешься? Дает ли уничижительная установка типа «Я плохой» определенные преимущества?
Какие ближайшие и перспективные жизненные цели ты ставишь? Являются ли они адекватным отражением твоего сегодняшнего положения и состояния?
Как эти ближайшие и перспективные цели ты собираешься достигнуть? Какие внутренние ресурсы для этого актуализируешь? Каких результатов в конечном итоге достигнешь?
Беседа по этим вопросам с чужим взрослым требует высокого уровня совместного доверия и желания со стороны ребенка или школьника действительно самосовершенствоваться, в противном случае из такой беседы ничего не выйдет.
Основные методы, которые может использовать педагог в разговоре, сводятся к двум группам: всестороннему анализу того, что есть; двойному прогнозу развития личности. В одном случае — если все остается без изменения, в другом — если попытаться над собой поработать в определенном направлении.
Пожалуй, на этом возможности педагога исчерпываются. Однако их можно расширить, если педагог сам является источником опыта, сам прошел путь самопознания и саморазвития, если он знает, как правильно построить процесс самовоспитания для достижения целей, волнующих детей и подростков.
Описание опыта реализации возрастного подхода в
деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...
Организация питания в американских детских садах
В типичном саду Америки количество приемов пищи стандартно: завтрак, второй завтрак (снек), обед и полдник. Обычно родители к ужину забирают своих чад домой, поэтому практически все учреждения для дошколят ужин не предоставляют. Но существуют вариации – родители начинают работать не раньше десяти ч ...
Проблема самоопределения подростков при выборе профиля
обучения
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка. На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, у ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.