Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся

Педагогика » Становление идивидуального стиля познавательной деятельности учащегося » Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся

Страница 2

У учащихся определяется ведущий канал восприятия информации, их когнитивный стиль. Если брать только этот показатель, то можно выделить аудиальный стиль ученика (тот, который учится посредством восприятия информации на слух), визуальный (посредством зрительного восприятия) и кинестетический (учится на собственном опыте).

Мозговая доминантность (полушарность) также влияет на стиль обучения: у индивидов с доминированием правого полушария развита образность, они видят целую картину, легко воспринимают музыку и искусства. Индивиды с доминирующим левым полушарием предпочитают анализ, склонны к детализации, словесности и науками.

Поведение личности во многом определяется данными, полученными из внешнего мира. Люди по-разному реагируют на одну и ту же информацию. Это зависит от установок сознания. По этому показателю выделяются экстраверты и интроверты. Для мотивационной сферы экстраверта характерна ориентация на то, что происходит вне его: он открыт всему, что происходит вокруг, он чаще всего при взаимодействии с людьми получает энергию, сам любит действовать, легко вступая в контакты, быстро осваивается в новом коллективе, проявляет интерес к новым людям, легко знакомится с ними и легко расстается, если отношения не сложились. Интроверт же ориентирован на внутренний мир, свои ощущения, впечатления, он старается отгородиться от обилия новой информации, внешне молчалив, задумчив, спокоен, имеет узкий круг друзей, трудно вступает в новые контакты, стремится к тишине, не любит неожиданных визитов и хорошо работает в одиночку.

В ряде исследований выделен стиль мышления. Под стилем мышления понимается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Исследователи подчеркивают, что стиль мышления закладывается в детстве и развивается в соответствии с опытом и метаморфозами личности. В стиле мышления можно выделить ядро и избирательную систему по реакции на внешние условия.

Стиль мышления определяет способ решения проблем, поступки, личностные характеристики.

Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной системы и такие ее показатели, как сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы. (Приложение А)

Критериальными ситуациями для определения типа нервной системы являются ситуации, требующие длительного умственного напряжения: продолжительный школьный день; экзамен, контрольная работа; урок, на котором нужно работать в быстром темпе; ситуация после неудачного ответа; урок, на котором требуется постоянное распределение внимания; работа в шумной беспокойной обстановке; выполнение монотонной однообразной работы; выполнение работы по алгоритму; самоконтроль.

Одним из условий успешного формирования индивидуального стиля учебной деятельности, под которым понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека – помочь ученику найти свои, специфические оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям, осознать наиболее удобные для него способы учения.

Вторым условием является обучение учащихся способам учебной работы. По мнению И.С. Якиманской, в способе учебной работы объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Способ учебной работы – устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, – характеризует индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы, устойчивость предпочтения, продуктивность использования знаний. Способ учебной работы отражает своеобразие преобразования научной информации, заданной для усвоения. В способах учебной работы познавательные процессы выступают не изолированно, а в сложном взаимодействии, отражают личностные ориентации ученика. Способ характеризует процесс усвоения, характер организации и реализации деятельности самого ученика как субъекта учения.

Третьим условием является соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками.

Для более успешного обучения необходимы следующие условия, по мнению Бетти Лу Ливер:

1. Определить стиль обучения каждого ученика.

2. Отметить место каждого ученика на карте стилей.

3. Определить, какие стили входят в усредненный стиль класса.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...

Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...

Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии коммуникативных навыков детей
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru