Ниже рассмотрим более подробно практические методы обучения.
Упражнение - практический метод обучения, который предусматривает планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
По характеру учебной деятельности учащихся упражнения делятся на устные, письменные, графические, технические.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти и речи учащихся. Они характеризуются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения обычно используют для закрепления знаний и формирование умений их применять. Они способствуют развитию культуры письменной речи, самостоятельности.
К графическим упражнениям относятся разработка схем, графиков, таблиц и др.
Технические упражнения используют прежде всего для формирования практических умений и навыков, техники расчетов, речи и др. При организации технических упражнений применяют словесные методы в форме коротких указаний и инструктажа с целью уточнить задачи, конкретизировать действия, предупредить ошибки, оценить выполнение упражнения.
На основе дидактических целей упражнения классифицируют на вступительные, пробные, тренировочные, контрольные и творческие.
Вводные упражнения предусматривают демонстрации учителем определенных действий с последующим воспроизведением их учениками. Когда новый материал еще слабо усвоенный школьниками, применяют пробные упражнения.
Среди них выделяют предупредительные упражнения (объяснение ученика предшествует выполнению действий); комментируемые (ученик одновременно объясняет действие и выполняет ее) объяснительные (действие предшествует объяснению ее выполнения)).
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков действий в стандартных условиях (по образцу, по инструкции, по задачам) их используют по степени повышения сложности задач. От пробных упражнений они отличаются высоким уровнем самостоятельности учащихся. Контрольные упражнения используют для определения степени сформированности у учащихся практических умений и навыков.
Творческие упражнения предусматривают применение знаний, умений и навыков в новых (измененных) ситуациях.
Условиями эффективного применения метода упражнений являются:
сознательная направленность (осознание цели) учащихся на повышение качества деятельности;
теоретическая подготовленность учащихся к выполнению упражнений;
последовательность просмотр выполнения;
достаточное количество упражнений;
проверка практикой степени овладения учащимися навыками и умениями;
контроль за выполнением упражнений и развитие у учащихся умения осуществить самоконтроль.
Практическая работа - метод обучения, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний.
Данный метод обеспечивает конкретизацию полученных знаний и проводится после изучения крупных разделов тем.
Познавательная деятельность учащихся на практических занятиях происходит в несколько этапов:
Теоретическое осмысление основных положений темы или раздела (объяснение учителя).
Подробный инструктаж учащихся (показ действий) по выполнению работы.
Пробы (выполнение некоторыми учениками действий, анализ степени их правильности).
Самостоятельное выполнение работы.
Контроль и оценка результатов практической работы.
Дидактическая игра - специально созданная ситуация (модель реальности) с которой учащимся предложено найти выход.
Дидактическая игра создает условия для активной учебной деятельности. В ней учебная деятельность объединяется с игровой, приобретая признаки целенаправленной учебной деятельности, в процессе которой информация поступает не извне, а является внутренним продуктом и результатом этой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новый уровень знаний, который в свою очередь способствует формированию следующего, высшего уровня знаний.
Связь математики конечных количеств с современной математикой
Этап «однородность» Как мы уже знаем, качество однородности позволило нам сформировать понятие конечного количества, а отношение «одинаковое-разное» стало основой для сравнения двух любых элементов. Аналогично в современной математике отношение «однородность» превращает любую группу элементов во мн ...
Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности
совместных органов самоуправления
Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Из истории школьного самоуправления Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о с ...
Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его
компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.