Технология и приемы развития критического мышления учащихся

Страница 3

6. Кластеры («гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы получите при обычной письменной работе.

Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе предварительной информации, установление причинно–следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в группах). Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между «гроздьями ».

7. Ещё один приём данной технологии, которая часто используется, - маркировка текста значками по мере его чтения – «Инсерт».

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки - заголовки граф. В таблицу учащиеся тезисно заносят сведения из текста. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы ученики снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

8. Развитие критического мышления подразумевает формирование умения решать проблему, т.е. умение видеть её, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения и выбрать оптимальный.

Дж. Бремсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуации. Эта стратегия называется «Идеал». Проблема определяется в самом общем виде.

9. Большое значение отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Таблица «тонких» (Кто…? Что…? Когда…? Как звали…?) и «толстых» (Объясните, почему….? В чём различия…?) вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

Технология развития критического мышления как инновация – модернизация. Использование этой технологии в учебном процессе не приводит к его организационной трансформации, то есть осуществимо в рамках традиционных форм обучения. Подчеркнем, что важной характеристикой технологии является её воспроизводимость на уровне педагогического процесса и результатов. В этом отношении мы можем сделать вывод о технологичности стратегии развития критического мышления. Нам представляется, что данная модель интегрирует в себе опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Возникновение и развитие мнемоники
Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. ...

Кремниевая кислота, соли кремниевой кислоты в школьном курсе химии
В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов. Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислот ...

Выявления уровня сформированности речевых умений на констатирующем этапе эксперимента
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям: 1) полнота ответа. 2) умение оперировать понятиями. 3) умение обосновать свою точку зрения. Для этого детям предложили письменно задания на карточках ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru