Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели

Педагогика » Социально-педагогическое сопровождение детей в учреждениях дополнительного образования » Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели

Страница 2

Самыми эффективными и наиболее популярными формами среди педагогов и подростков стали праздники, фестивали, конкурсы, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги, ученические бригады, кооперативы, экспедиции, мероприятия по защите природы и т.п. Вышеуказанные формы работы формировали социальный опыт подростка, включали его в различные социальные роли, расширяли круг взаимодействия, что способствовало успешной социализации. Вторая группа форм — познавательные игры, социальные проекты, отражающие жизнь общества помогали сформировать у подростков осведомленность в сфере социокультурных ценностей, правил, норм. Третья группа — это формы организации деятельности подростков в каникулярный период времени, которые также способствуют социализации подростков. В рамках формирующего эксперимента нами были разработан проект «Каникулы: через полноценный отдых к социализации личности».

Таким образом, перечисленные формы работы с одной стороны, обеспечивали реализацию интересов и потребностей подростков, с другой — способствовали их успешной социализации.

Третье условие – актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом.

Социализация подростков основывалась на внедрении в содержание образовательных программ творческих объединений спецкурсов социальной направленности. Содержание и методика занятий были направлены на включение подростков в диалог, усиливающий процесс осознания и переживания социокультурных ценностей как важнейших потребностей личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров в ее ценностных стремлениях. Воспитанники были вовлечены в ролевые игры, в действия, ситуации выбора, где необходимо было анализировать поступки героев и принимать решения о собственном поведении. Наблюдалось, что в коллективах формировался определенный благоприятный социально-психологический климат, основанный на нравственных принципах.

Результаты экспериментальной проверки эффективности работы определяются по диагностируемым показателям:

- результативность деятельности по инициированию, стимулированию, выполнению запроса в области досуга школьников (количество и содержательные характеристики заявок на участие; отзывы; информированность населения муниципальное образования и социальных партнеров о реализуемых видах и формах досуговой деятельности);

- степень взаимодействия учреждений социально-культурной сферы в реализации выстроенных управленческих схем и оснащенность необходимой нормативной, правовой документацией (договоры; соглашения о распределении обязанностей совместно реализуемой деятельности; созданные координирующие структуры и органы; режим их работы и т.п.);

- наличие проработанной содержательно-методической базы, обеспечивающей эффективную досуговую деятельность школьников (программы и планы деятельности, методические материалы; публикации и др.) и качество методического и технологического обеспечения реализуемых направлений социально-культурной деятельности;

- эффективность влияний формируемого социокультурного пространства на отдельную личность (школьника, родителя, педагога, представителя общественности), семью, группу, общность. Среди них: «внешние» показатели (количество участвующих школьников, устойчивость состава, вовлечённость новых детей, семей, учреждений, организаций в совместную деятельности и т.п.) и выборочная диагностика, мониторинговые исследования значимых «внутренних» показателей (динамика социальной активности, социальной компетентности; изменения ценностных ориентации, субъектной позиции, мотивации);

- результативность инновационной деятельности педагогического сообщества (разработка, апробация и распространение методов, форм, технологий социально- культурной деятельности, обеспечивающих внедрение и повышающих эффективность реализуемой социально-педагогической модели).

Критерии социальной компетентности подростка как результата социализации в воспитательном пространстве досугового учреждения

Критерии

Составляющие

Показатели

Мотивация

Отношения, выраженные через мотивы и ценности

Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности

Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме

Знания

Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха

Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве

Умения и навыки социального поведения

Сформированность навыков и способов социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно - разрешающего поведения

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сравнительный анализ методики ознакомления сравенствами
Изучение алгебраического материала начинается с подготовительного класса и проходит в тесной связи с изучением арифметического и геометрического материала. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими важнейшими понятиями как равенство, неравенство, уравнение. Что же такое равенство, неравенство, ...

Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...

Оценка метапредметных результатов
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Оценка мета предметных результато ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru