Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Педагогика » Методика патриотического воспитания в начальной школе » Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Страница 3

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в началь­ных классах Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов Су­действо организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветера­ны Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужест­ва, преломляя преемственность поколений в военно-патриотиче­ской деятельности школьников.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей .делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—гото­вить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музы­ки гимна РФ(такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы посове­товать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, при­чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо­средственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-пат­риотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Но не патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспи­тательной работы с учащимися. Именно на уроках должен за­кладываться фундамент патриотического сознания, патриотиче­ских чувств и поведения гражданина — строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитатель­ной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допу­щенные в деле воспитания на уроке.

Так что все за то, чтобы вначале, пойти именно на уроки — с учетом их важности и того парадоксального обстоятельства, что наиболее важное звено системы военно-патриотического воспита­ния—урок—не получило должного раскрытия в работах специа­листов.

Дисциплинированность как одно из важ­нейших качеств, необходимых для успешного выполнения воин­ского долга формируется именно на уроке.

Когда и где в школе формируется высокая дисциплинирован­ность — на уроках или в процессе внеклассной работы, в началь­ных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: форми­рование дисциплинированности в таком диапазоне времени и про­странства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учи­телей-воспитателей — единомышленников. А что является пока­зателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требова­нии учителей к учащимся — в большом и малом, на уроке и вне урока и т. д.

Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учи­телей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержа­ние учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, приви­вает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мело­чей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт де­журного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки начинаются и закан­чиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитан­ника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоин­ство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы — состав­ные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?

Единство требований учителей в области военно-патриотиче­ского воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Чет­кий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных заня­тий является важным, эффективным фактором воспитания дис­циплинированности у учащихся.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, чет­кость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспи­танникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоцио­нальную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное сущ ...

Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...

Тест по методике воспитательной работы
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человече ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru