- поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально -предписанного» обучения, персонифицированного, в том числе контрактного обучения, а также «бригадно-индивидуального обучения);
- поиски по линии исследовательского обучения (процесс обучения вы страивается как поиск познавательно - прикладных, практических сведений);
- разработка моделей учебной дискуссии;
- организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).
В последнее пятилетие развитие комплексных образовательных технологий привело к появлению новой категории - наукоемких образовательных технологий (НОТ), которые предполагают интеграцию наиболее эффективных технологий образования в целостную систему. НОТ охватывают психологические, общепедагогические, дидактические и частнометодические процедуры взаимодействия преподавателей, научных сотрудников и инженеров со студентами (с учетом их интеллектуального развития, способностей и склонностей) при эффективном использовании в учебном процессе самых современных технических средств.
НОТ обеспечивают также формирование сугубо профессиональных и общеуправленческих качеств высокоэффективными интеллектуальными учебными средствами (многофункциональными тренингами, эвристическими семинарами и различными многоуровневыми задачами, решаемыми с использованием интеллектуальных технологий образования).
Концептуальные принципы реализации НОТ складываются следующим образом:
- многоплановое сотрудничество и личностные контакты преподавателя и обучаемых;
- повышение эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности обучаемых;
- обязательность связи научных и учебных исследований студентов с содержанием образовательного процесса;
- оптимизация содержания лекционных курсов с целью сокращения объема (по времени) аудиторных занятий;
- увеличение объема самостоятельной работы студентов; обеспечение (государственным образовательным стандартом) гибкости образовательных программ;
- индивидуализация (и разновидность) обучения в зависимости от интеллектуальных качеств и возможностей обучаемых;
- обеспечение прочности знаний, навыков и умений;
- тесная связь теории и практики;
- управляемость и непрерывная возможность коррекции процесса обучения;
- обеспечение психологического комфорта обучаемых, а также достоверной диагностики их способностей и академических возможностей;
- органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых;
- неограниченность содержания обучения и изменений его интерпретации;
- достижение высокого интеллектуального и культурного уровня выпускников.
Создание и применение НОТ предназначено для обеспечения;
- формирования единого мирового интеллектуального (информационного и образовательного) пространства;
- комплексного охвата самых сложных проблем;
- гармоничного синтеза гуманитарного, естественнонаучного, обще - профессионального и специального компонентов профессиональных образовательных программ на основе целостного подхода к проблемам развития образования;
- существенных изменений методов и форм передачи и усвоения знаний, формирования у обучаемых повышенной академической активности;
- более полного использования в образовательном процессе новейших достижений науки, техники и технологий;
- разрешения проблем организации и управления в сфере высшего профессионального образования;
- обоснованных прогнозов и принятия решений относительно приоритетов в сфере высшего профессионального образования;
- формирования и использования в образовательном процессе виртуального профессионального пространства;
- эффективного мониторинга профессиональных сфер (в том числе сферы высшего профессионального образования) с использованием современных методов анализа, информации, прогнозирования и технических информационных средств, включая глобальные телекоммуникационные сети;
Доисторическая эпоха бессознательного умозаключения
Положение, которое человека занимает в природе, очень отличается от того, о чем поэты и философы мечтали когда-то. Те прекрасные картины, которым они предавались, не соответствует действительности. Идиллической обстановке, в которой они представляли античных людей, никогда и нигде не было. Не с зол ...
Биографические сведения о Ф.В. Филипповиче
Филипп Васильевич Филиппович родился в сербском городке Чачак 9(21) июня 1878 года, примерно в 200 км от Белграда. В метрическом свидетельстве отражено, что Филипп появился на свет 9 июня 1878 г. в семье преподавателя местной гимназии Василия Филипповича, и через несколько дней был крещен в правосл ...
Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.