Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста

Педагогика » Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых » Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста

Страница 2

Труд, далее, дает мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, — о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, — молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, — да, это так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша — активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.

Включается в работу мышление, ведь ребенку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. (Вот вы поручили ему ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, — он получает возможность заметить рост растений и установить, что рост этот зависит именно от ухода — его ухода!— за ними.)

Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начнет, что станет делать потом — ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле — управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка.

Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования — простые, но важные.

Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сравнительный анализ фразеологизмов английского языка с именами собственными с их эквивалентами в русском языке
Фразеологические единицы, в состав которых входят библеизмы такого вида существуют в языках всех стран, история которых в той или иной мере связана с христианством. Однако никакой другой язык не испытал на себе такого заметного влияния Библии, как английский. В течение столетий Библия была наиболее ...

Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах
Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оп ...

Нетрадиционные формы организации обучения
Как известно, исторически сложившейся и укоренившейся формой организации обучения в школе является урок. Именно он в полной мере отвечает требованиям коллективного обучения, т.к., во-первых, обеспечивает четкую организационную структуру и упорядочение процесса обучения; во-вторых, облегчает управле ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru