Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста

Педагогика » Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых » Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста

Страница 2

Труд, далее, дает мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, — о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, — молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, — да, это так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша — активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.

Включается в работу мышление, ведь ребенку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. (Вот вы поручили ему ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, — он получает возможность заметить рост растений и установить, что рост этот зависит именно от ухода — его ухода!— за ними.)

Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начнет, что станет делать потом — ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле — управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка.

Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования — простые, но важные.

Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Взаимодействие между учащимися
Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без н ...

Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713-1784)-один из виднейших французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в трактовке общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от матери ...

Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного языка
Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного язы ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru