Труд, далее, дает мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, — о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, — молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, — да, это так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша — активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.
Включается в работу мышление, ведь ребенку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. (Вот вы поручили ему ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, — он получает возможность заметить рост растений и установить, что рост этот зависит именно от ухода — его ухода!— за ними.)
Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начнет, что станет делать потом — ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле — управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка.
Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.
Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.
Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования — простые, но важные.
Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
Применение методов объяснения
Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, авторский – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы МВА – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум ...
Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...
Гендерный подход в формировании нравственных ценностей
дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.