Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика » Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития » Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 5

"Телесные" прописи

Ранее были распространены две детские "телесные" игры с буквами. Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово. Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. "Жмурка" должен узнать слово. "Телесные" прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой. Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы следующими способами: - выпрямленной, как шлагбаум, рукой; - рукой от локтя (кисть неподвижна); - кистью; - двумя руками вместе; - языком; - левым мизинцем; - правым плечом; - коленкой и т.д. Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно плавно и четко. После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство. Когда все дети-участники попробуют себя в роли волшебника, игра заканчивается. Только после двух-трехкратного повторения игры дети могут приступить к написанию буквы в альбоме или тетради. Гораздо лучше, если игры будут проводиться заранее, до начала собственно периода письма, в выпускной группе детского сада.

Педагоги часто недооценивают возможности мышечного чувства ребенка, кинестетического контроля. Большое внимание уделяется зрительной коррекции, сопоставлению выполнения каждого этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение, что многократное повторение, выписывание элементов буквы по образцу может расчленять образ буквы в сознании ребенка и этим даже тормозить формирования навыка письма. В случае же "телесных" прописей зрительный контроль минимален, на первый план выходит память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными частями тела, переходя от крупных движений к тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом) к письму "боком" и даже "спиной" (плечом, ухом, затылком), проживая букву телом, ребенок впечатывает в память ее моторный образ. Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно рисовать и писать прямо перед собой, соответственно проекции средней линии тела. Если же абрис буквы сохраняется и при уходе от телесной симметрии, тренировку можно считать законченной. Показательно, что буква, первый раз написанная на доске с закрытыми глазами, будет несомненно четче той же буквы, написанной первый раз с открытыми глазами. От движения к мышлению — это естественный путь для развивающей и коррекционной работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления. Механограмма движений при письме показывает, что в начальном периоде обучения письму движения обязательно перемежаются паузами, необходимыми для осознания следующего элемента буквы (что и как делать дальше), причем во время пауз рука ребенка не отдыхает, а находится в состоянии статического напряжения. При увеличении скорости письма сокращается не время самих движений, а время необходимых пауз, в результате чего почерк резко ухудшается. Предварительное формирование двигательного образа буквы позволяет предотвратить нарушения почерка. Следует также отметить, что подобные двигательно-телесные игры с буквами помогают ребенку в формировании представлений о собственном теле. А это, в свою очередь, является базисом самоидентификации ребенка, понимания и принятия им самого себя.

Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Такие игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем понемногу роль ребенка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова и движения — все ему подвластно . Разве что иногда приходится что-нибудь ему напомнить. Игры, построенные по образцу традиционных потешек и описанные здесь, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике специалиста — педагога, психолога, логопеда, работающего с маленькими детьми. Двухгодовалого малыша (а можно и полуторагодовалого) лучше всего посадить к себе на колени. Пусть руки взрослого и ребенка играют вместе, взрослый ведет движения малыша. Немного позже ребенок уже сидит рядом, играет относительно самостоятельно, вначале копируя движения взрослого, а еще позже — следуя за его словами.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также:

Общие сведения о профессиональном училище №43
Для начала рассмотрим историю образования профессионального училища. ПУ № 43 было организовано 23 марта 1947 года. В 1947 году была организована школа кулинарного ученичества, которая являлась филиалом торгово – кулинарной школы г.Хабаровска. В ней обучалось 60 человек. Школа располагалась в г. Ком ...

Зависимость выбора вида сочинения от возрастных особенностей школьников
Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей. Одной из важнейших особенностей школьников являетс ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru