Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика » Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития » Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 5

"Телесные" прописи

Ранее были распространены две детские "телесные" игры с буквами. Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово. Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. "Жмурка" должен узнать слово. "Телесные" прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой. Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы следующими способами: - выпрямленной, как шлагбаум, рукой; - рукой от локтя (кисть неподвижна); - кистью; - двумя руками вместе; - языком; - левым мизинцем; - правым плечом; - коленкой и т.д. Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы достаточно плавно и четко. После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство. Когда все дети-участники попробуют себя в роли волшебника, игра заканчивается. Только после двух-трехкратного повторения игры дети могут приступить к написанию буквы в альбоме или тетради. Гораздо лучше, если игры будут проводиться заранее, до начала собственно периода письма, в выпускной группе детского сада.

Педагоги часто недооценивают возможности мышечного чувства ребенка, кинестетического контроля. Большое внимание уделяется зрительной коррекции, сопоставлению выполнения каждого этапа буквы с эталонным. Выскажем предположение, что многократное повторение, выписывание элементов буквы по образцу может расчленять образ буквы в сознании ребенка и этим даже тормозить формирования навыка письма. В случае же "телесных" прописей зрительный контроль минимален, на первый план выходит память тела. Повторяя конфигурацию буквы разными частями тела, переходя от крупных движений к тонким, от письма прямо перед собой (рукой, носом) к письму "боком" и даже "спиной" (плечом, ухом, затылком), проживая букву телом, ребенок впечатывает в память ее моторный образ. Трудно уйти от привычного стереотипа: нужно рисовать и писать прямо перед собой, соответственно проекции средней линии тела. Если же абрис буквы сохраняется и при уходе от телесной симметрии, тренировку можно считать законченной. Показательно, что буква, первый раз написанная на доске с закрытыми глазами, будет несомненно четче той же буквы, написанной первый раз с открытыми глазами. От движения к мышлению — это естественный путь для развивающей и коррекционной работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления. Механограмма движений при письме показывает, что в начальном периоде обучения письму движения обязательно перемежаются паузами, необходимыми для осознания следующего элемента буквы (что и как делать дальше), причем во время пауз рука ребенка не отдыхает, а находится в состоянии статического напряжения. При увеличении скорости письма сокращается не время самих движений, а время необходимых пауз, в результате чего почерк резко ухудшается. Предварительное формирование двигательного образа буквы позволяет предотвратить нарушения почерка. Следует также отметить, что подобные двигательно-телесные игры с буквами помогают ребенку в формировании представлений о собственном теле. А это, в свою очередь, является базисом самоидентификации ребенка, понимания и принятия им самого себя.

Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Такие игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем понемногу роль ребенка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова и движения — все ему подвластно . Разве что иногда приходится что-нибудь ему напомнить. Игры, построенные по образцу традиционных потешек и описанные здесь, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике специалиста — педагога, психолога, логопеда, работающего с маленькими детьми. Двухгодовалого малыша (а можно и полуторагодовалого) лучше всего посадить к себе на колени. Пусть руки взрослого и ребенка играют вместе, взрослый ведет движения малыша. Немного позже ребенок уже сидит рядом, играет относительно самостоятельно, вначале копируя движения взрослого, а еще позже — следуя за его словами.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также:

Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...

Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. Delinquens - преступник, правонарушитель) субкультур. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в ...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия. Рассмотрим развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе, но прежде всего, уточним понятия о фонематическом слухе и фонематическом восприятии. Фон ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru