Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика » Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития » Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 4

Как это ни удивительно, но современная научная арттерапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, "примитивному" доисторическому искусству. Оно, как и арттерапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования "высокого", академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.

Многие "первобытные" рисунки и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.

Принципы занятий арттерапией

Наверное, каждому было бы интересно одним глазком заглянуть в арттерапевтическую группу во время занятий. Что это такое? Как проходят занятия? Как арттерапевт помогает детям раскрыться? Какие принципы исповедует он в своей работе? Мы отметим некоторые, важнейшие из них:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшися стороны его рисунка или другой творческой работы.

4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. "Спасибо", "хорошо", "замечательно", "молодец", "отлично" - эти теплые слова должны быть все время с Вами во время занятия.

5. Психолог-арттерапевт должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить "Не знаю", и тогда нужно предложить ему варианты ответов.

6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого психолога в той работе, которую он предлагает. Психолог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к психологу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

8. Многие занятия требуют рассказа психолога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь психолога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершится чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Пальчиковые игры.

Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока: — игры материнского фольклора — пестушки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи; — игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

Традиционные игры

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней. Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: — универсальность — можно играть в любом месте в любое время; — кратковременность — обычно не более 2—5 минут; — активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; — невербальное общение в играх-"молчанках", использование языка жестов; — наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач. Основанная на подобных играх программа "Пальчиковый игротренинг" получила поддержку Института "Открытое Общество" (Фонда Сороса). Она успешно используется в работе с детьми как обычных, так и коррекционных классов. Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности — область действия программы. Специфика традиционных игр (иногда чрезвычайно похожих у географически разделенных этносов) состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки. Это выгодно отличает традиционные игры от множества появившихся в последнее время авторских пальчиковых игр, достаточно узко специализированных, имеющих одну цель: подготовку руки к письму. В авторских играх в основном используется сгибание-разгибание пальцев, причем чаще всего действуют первые три пальца (социальная зона руки), и так активные в быту и общении. Безымянный палец и мизинец часто пассивны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

СФУ как ключевой элемент в развитии научного потенциала региона
Темпы роста российского и, в частности, сибирско-дальневосточного рынка технологических разработок и подготовки кадров столь значительны, что он становится важным сегментом глобального экономического пространства. Для российских исследователей, разработчиков и учреждений профессионального образован ...

Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...

Истоки современной науки
Автор говорит о том, что в эпоху возрождения с новой силой развивается наука и культура, человечество заново переосмысливает научные труды античности. Эпоха Возрождения воплотила мечты христианского Запада о свободе, вернула радостный взгляд язычества на окружающий мир, и человечество признала в ка ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru