Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе

Педагогика » Педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий » Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе

Страница 2

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:

Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. Вся просветительская работа направлена на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья.

Отсутствует мода на здоровья. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого человека.

Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (профессиональное утомление и выгорание).

Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно.

Чтобы педагог ДОУ или начальной школы начал реализовывать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровье сбережения.

Понятие "здоровье сберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.В. Занкова, С. Френе, М. Монтессори или по "технологии здоровье сбережения". Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровье сбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие "здоровье сберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...

Рок – музыка – неотъемлемая часть современной культуры
Символом массовой молодежной культуры второй половины ХХ столетия стала рок-музыка, повлекшая за собой рождение рок-культуры. Она включила в себя не только прослушивание и исполнение рок-музыки, но и манеру говорить, одеваться, мыслить, общаться. Для молодежи рок-культура – это отражение конфликта ...

Понятие массы в физической науке
Масса (от греческого μάζα) — одна из важнейших физических величин. Первоначально (XVII—XIX века) она характеризовала "количество вещества" в физическом объекте, от которого, по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной сил ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru