Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника

Педагогика » Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста » Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника

Страница 2

Но показателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы, или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество, проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувства такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми. Такт помогает определить, когда и как вступить в разговор, а когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие другого.

Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.

Не менее важно воспитывать в ребенке такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность.

Еще у самых маленьких в возрасте двух-трех лет прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе, формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно ее складывать, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т. п.). С помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создавая потребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, салфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку в правой руке.

В этот же период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения — умение играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх. У них воспитывают, элементарные проявления вежливости и организованного поведения — учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. У малышей стараются «воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещений; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места».

У детей от трех до четырех лет продолжают формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом; учат правильно пользоваться ложкой, салфеткой. С помощью взрослого дети усваивают, что во время умывания необходимо засучивать рукава, иначе замочишь одежду, пользоваться мылом, вытираться досуха, малышей приучают пользоваться носовым платком, замечать небрежность во внешнем виде и самим устранять ее, за помощью взрослого обращаться лишь в случае необходимости.

Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения: спокойно вести себя, не затевать возню, не мешать окружающим криком и шумом. С этой целью дошкольникам разъясняют, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки на участке и на улице, в общественных местах и дома.

Продолжается работа и по воспитанию вежливости, их приучают называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться. У детей формируют культуру взаимоотношений, воспитывают умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами. Стараются вызвать чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.

У детей от четырех до пятя лет значительно возрастают интеллектуальные и нравственные возможности - а в этой связи усложняются и требования к ним. У детей этого возраста уже имеются многие культурно-гигиенические привычки, которые продолжают наращиваться й совершенствоваться в связи с тем, что дети умеют обслужить себя — одеваться, раздеваться, умываться. Основываясь на имеющихся привычках и детских возможностях, у ребят 4—5 лет Продолжают вырабатывать опрятность, аккуратность. Их учат не только замечать неряшливость во внешнем виде и устранять ее, но и беречь одежду, обувь, личные вещи. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле и чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за cтола.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие «текстовая задача»
Что такое задача? Решению текстовых задач уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством ра ...

Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельности детей, укрепляет физические силы и здо ...

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочну ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru