Основные направления совершенствования системы образования

Педагогика » Система образования в России с точки зрения обеспечения национальной безопасности » Основные направления совершенствования системы образования

Страница 2

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

– формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

– создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

– реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

– обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В целях повышения качества образования, по нашему мнению, следовало бы:

– в Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

– в Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п. 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

– в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером .

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...

Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции. В ...

Развитие механизма гейткипинга в системе клубов по месту жительства. Междисциплинарное ведение случая
Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. В России в настоящий ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru