Формирование навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению » Формирование навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению

Страница 2

Полученные результаты подтвердили гипотезу Ю.О. Падия о том, что в основе волевой регуляции лежит осмысленность жизни. Это позволяет предположить, что воспитание воли нельзя свести к формированию отдельных волевых качеств или свойств личности как целостной системы смысловой регуляции деятельности и поведения, и тогда объектом воспитания становятся смысловые образования личности.

Авторская программа по развитию навыков волевой регуляции у несовершеннолетних правонарушителей с акцентуированными чертами характера была апробирована М. Басиным и А. Поповым в 2003/04 учебном году в областной специализированной школе закрытого типа для мальчиков-подростков. В рамках данной работы специалисты коснулись одной из непростых проблем – воспитания и перевоспитания подростков с девиантным поведением.

Исследования показали, что истоки педагогической трудности, учебных неуспехов и аномального поведения ребят лежат в их педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии психического и физического здоровья. Большинство воспитанников школы – из «трудных» или неполных семей или из детских домов.

В поведении исследуемых подростков преобладает эгоцентризм, приоритет исполнения собственных желаний, отсутствует стремление идти на компромисс, договариваться со сверстниками и взрослыми. Часто способы, которыми такие дети добиваются своих целей, идут вразрез с интересами общества, его нормами. То есть в психологическом плане это зачастую подростки с акцентуированными чертами характера и выраженными нарушениями или отклонениями в деятельности механизмов волевой регуляции, прежде всего антисоциального характера.

В результате проведенных исследований специалисты выявили ряд особенностей, характерных для подростков. Среди них:

- нарушения в мотивационно – смысловом компоненте общения с другими людьми, неадекватные образ «Я» и самооценка, низкий уровень развития рефлексии, эгоцентризм, депривированность ведущих потребностей;

- наличие явных и скрытых акцентуаций характера преимущественно гипертимного (48%), возбудимого (39%) и неустойчивого (36%) типов;

- повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, нарушения эмоционального равновесия;

- низкий уровень самоконтроля, социальной компетентности, притязательности, социально положительных амбиций.

При создании и реализации программы специалисты ставили перед собой следующие цели:

1. Формирование у воспитанников навыков волевой регуляции.

2. Развитие навыков социальной компетентности в общении.

3. Развитие рефлексии, навыков саморегуляции и релаксации.

Поставленным целям соответствовали и конкретные задачи программы:

1. Научить подростков взаимодействовать друг с другом, строить бесконфликтные отношения, сформировать готовность к дружбе, умение доверять окружающим.

2. Активизировать и скорректировать умение устанавливать и поддерживать контакты с другими, показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства.

3. Показать адекватные способы снятия психологического и физического напряжения, сформировать умение справляться со своими негативными эмоциями и актуализировать приятные чувства.

4. Формировать волевые качества путем создания трудных ситуаций, требующих их преодоления и затрагивающих возможность пересмотра и изменения своей деятельности и поведения.

Волевая регуляция подростков с делинквентным поведением не отличается по структуре от таковой у обычных подростков. Отличия выявлены в проявлении отдельных звеньев или компонентов волевой регуляции. Волевая регуляция подростков с делинквентным поведением в большей степени приближена к характеристике волевой регуляции младших школьников, в которой наиболее развитым является мотивационно-побудительное звено.

Были проведены исследования по теме «Качества личности» с воспитанниками детских домов. Были выделены две основные субкатегории: нравственные качества (добрый, трудолюбивый, врун, грубый) и эмоционально-волевые качества (сдержанный, организованный, упорный, безвольный, разболтанный). Качества, попадающие в каждую из субкатегорий, были дополнительно разделены на положительные и отрицательные (см. Приложение 1).

Полученные материалы свидетельствуют о том, что, если воспитанники интерната, описывая себя, указывают преимущественно на свои нравственные качества, то учащиеся массовой школы – на эмоционально-волевые. Число положительных нравственных качеств в обеих выборках примерно одинаково, однако подростки из интерната приписывают себе значимо больше отрицательных нравственных качеств.

Наблюдения за реальным поведением подростков из интерната свидетельствую о том, что у них много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевых качеств: они часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут заставить себя выполнить какое-либо дело без нажима со стороны взрослых. Однако эти явные особенности их личности и поведения не находят отражения в их «образе Я». У подростков из массовой школы также есть много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы личности, но в отличии от воспитанников интерната они включают эти проблемы в свой «образ Я».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общие сведения о профессиональном училище №43
Для начала рассмотрим историю образования профессионального училища. ПУ № 43 было организовано 23 марта 1947 года. В 1947 году была организована школа кулинарного ученичества, которая являлась филиалом торгово – кулинарной школы г.Хабаровска. В ней обучалось 60 человек. Школа располагалась в г. Ком ...

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочну ...

Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru