Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду

Страница 2

Анализ результатов. Большинство детей справлялось только с первыми 2 тестами. Понятия, которыми мы пользовались в качестве слов-раздражителей в качестве слов-раздражителей, слишком просты – они имеют конкретный характер и не требует специальных знаний. Вопреки этому, мы предложили, что личный познавательный и речевой опыт ребенка имеет определенное значение при решении теста. Дети с богатым и разнообразным активным словарным запасом оказались в более выгодном положении – они быстрее и легче находили необходимые слова. Дети 3-4 лет строили предложения из простых конструкций (2-3 слова).

Уровень развития речи повысился у большинства детей. Например, Ярослав Ш. на первом этапе исследования не понимал задания, необходимо было несколько раз повторять, а на этом этапе, ребенок смог без повторений выполнить тесты.

Оценку речевого развития выражали так же, как и на первом этапе, каждый правильно решенный тест и каждое качество рассказов детей (продуктивность, самостоятельность, информативность, контекстность, творчество) оценивалось в 1 балл.

Таким образом, были установлены следующие границы речевого развития:

3 – 5 баллов – низкий уровень речевого развития;

5 - 9 баллов – средний уровень речевого развития;

9 - 12 баллов – высокий уровень речевого развития.

На среднем уровне речевого развития оказывались 68% исследованных детей, 17% детей на высоком уровне, 15% детей находится на низком уровне речевого развития. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы представлен в диаграмме (см. приложение4).

Во многих экспериментальных группах наблюдаются следующие тенденции: дошкольники, которые ранее показывали низкий уровень, после целенаправленного развития их речи в процессе игровой деятельности перешли на средний. Дети, которые имели средний уровень речевого развития, соответственно имеют высокий.

Дошкольников со средним уровнем речевого развития примерно 68%, что в 1,4 раза больше, чем до специального обучения. Количество детей с высоким уровнем речевого развития практически не изменилось (в среднем 20 %), а с низким уровнем значительно уменьшилось - 15%, что в 2,3 раза меньше, чем при проведении констатирующего эксперимента.

Таким образом, при проведении занятий и упражнений и дидактических игр, направленных на развитие речи мы наблюдаем значительное улучшение уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Мы отметили, что уровень речевого развития (это относится и к их словесному оформлению, грамматической правильности и точности речи) заметно повысился. Разнообразнее стали и типы связей между отдельными предложениями, внутри предложений и между словами. Можно отметить и плавность, точность ответов.

Выводы

Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы; изменений, произошедших в развитии речи дошкольников в результате проведения с ними различных дидактических игр и занятий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для оценки уровня развития речи дошкольников мы применили комплекмный тестовый метод Даскаловой Ф. Г.

Результаты проведённого психологического анализа позволили сделать следующие выводы:

при сравнении исходного уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной группы результаты сравнительно не одинаковые;

после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня развития речи детей в экспериментальной группе. Важным моментом при проведении исследования являлся выбор критериев оценки полученных результатов. Оценка полученных результатов проводилась согласно методическим указаниям интерпретации результатов тестирования.

Главной целью 2 этапа эксперимента являлся подбор и проверка эффективности методов, которые способствуют развитию речи дошкольников.

Во время 2 этапа эксперимента была проведена работа по активизации речи детей, которая включала в себя целенаправленное использование дидактических игр на каждом занятии, наблюдениях на прогулке, использование занятий и упражнений, направленных на развитие речи детей.

Анализ на заключительном этапе показал следующее: при сопоставлении результатов исследования экспериментальной и контрольной групп было установлено, что в первой группе испытуемых уровень развития речи незначительно повысился, что свидетельствует об эффективности целенаправленного использования дидактических игр и занятий для развития речи.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии речи дошкольников. Развитие речи ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития речи ребёнка.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр и занятий по развитию речи для дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Пути овладения приемами умственной деятельности
В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru