Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду

Страница 2

Анализ результатов. Большинство детей справлялось только с первыми 2 тестами. Понятия, которыми мы пользовались в качестве слов-раздражителей в качестве слов-раздражителей, слишком просты – они имеют конкретный характер и не требует специальных знаний. Вопреки этому, мы предложили, что личный познавательный и речевой опыт ребенка имеет определенное значение при решении теста. Дети с богатым и разнообразным активным словарным запасом оказались в более выгодном положении – они быстрее и легче находили необходимые слова. Дети 3-4 лет строили предложения из простых конструкций (2-3 слова).

Уровень развития речи повысился у большинства детей. Например, Ярослав Ш. на первом этапе исследования не понимал задания, необходимо было несколько раз повторять, а на этом этапе, ребенок смог без повторений выполнить тесты.

Оценку речевого развития выражали так же, как и на первом этапе, каждый правильно решенный тест и каждое качество рассказов детей (продуктивность, самостоятельность, информативность, контекстность, творчество) оценивалось в 1 балл.

Таким образом, были установлены следующие границы речевого развития:

3 – 5 баллов – низкий уровень речевого развития;

5 - 9 баллов – средний уровень речевого развития;

9 - 12 баллов – высокий уровень речевого развития.

На среднем уровне речевого развития оказывались 68% исследованных детей, 17% детей на высоком уровне, 15% детей находится на низком уровне речевого развития. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы представлен в диаграмме (см. приложение4).

Во многих экспериментальных группах наблюдаются следующие тенденции: дошкольники, которые ранее показывали низкий уровень, после целенаправленного развития их речи в процессе игровой деятельности перешли на средний. Дети, которые имели средний уровень речевого развития, соответственно имеют высокий.

Дошкольников со средним уровнем речевого развития примерно 68%, что в 1,4 раза больше, чем до специального обучения. Количество детей с высоким уровнем речевого развития практически не изменилось (в среднем 20 %), а с низким уровнем значительно уменьшилось - 15%, что в 2,3 раза меньше, чем при проведении констатирующего эксперимента.

Таким образом, при проведении занятий и упражнений и дидактических игр, направленных на развитие речи мы наблюдаем значительное улучшение уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Мы отметили, что уровень речевого развития (это относится и к их словесному оформлению, грамматической правильности и точности речи) заметно повысился. Разнообразнее стали и типы связей между отдельными предложениями, внутри предложений и между словами. Можно отметить и плавность, точность ответов.

Выводы

Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы; изменений, произошедших в развитии речи дошкольников в результате проведения с ними различных дидактических игр и занятий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для оценки уровня развития речи дошкольников мы применили комплекмный тестовый метод Даскаловой Ф. Г.

Результаты проведённого психологического анализа позволили сделать следующие выводы:

при сравнении исходного уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной группы результаты сравнительно не одинаковые;

после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня развития речи детей в экспериментальной группе. Важным моментом при проведении исследования являлся выбор критериев оценки полученных результатов. Оценка полученных результатов проводилась согласно методическим указаниям интерпретации результатов тестирования.

Главной целью 2 этапа эксперимента являлся подбор и проверка эффективности методов, которые способствуют развитию речи дошкольников.

Во время 2 этапа эксперимента была проведена работа по активизации речи детей, которая включала в себя целенаправленное использование дидактических игр на каждом занятии, наблюдениях на прогулке, использование занятий и упражнений, направленных на развитие речи детей.

Анализ на заключительном этапе показал следующее: при сопоставлении результатов исследования экспериментальной и контрольной групп было установлено, что в первой группе испытуемых уровень развития речи незначительно повысился, что свидетельствует об эффективности целенаправленного использования дидактических игр и занятий для развития речи.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии речи дошкольников. Развитие речи ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития речи ребёнка.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр и занятий по развитию речи для дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...

Развитие методики преподавания математики в России во второй половине XIX — начале XX века
Исследователем А.В. Ланковым установлено: «Во второй четверти XIX века произошли резкие изменения в соотношении крепостного и вольнонаёмного труда, вызванные ростом промышленности и рабочего класса. Крепостническое производство вытесняется производством капиталистическим. В недрах крепостного хозяй ...

Деятельностная технология и принципы ее построения
В этом параграфе мы бы хотели рассмотреть цели, задачи и принципы технологии деятельностного метода и понять ее роль в формировании речевых умений. С 1 сентября 2011 года все школы РФ переходят на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) второго поколения ориентированны ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru