Когда эта контекстная речь у ребёнка развивается, она, как уже сказано и как это подтверждает и простое наблюдение и специальное исследование, не вытесняет ситуативной речи и не приходит ей на смену, ребёнок начинает всё совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то той, то другой - в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения. "Ситуативная" и "контекстная" речь с развитием этой последней сосуществуют у ребёнка. Далее, с развитием у ребёнка связной "контекстной" речи, процесс этот происходит не так, что ребёнок либо вообще владеет, либо вовсе не владеет такой связной речью, т.е. либо никакого содержания не умеет изложить связно, "контекстного", либо умеет так изложить всякое. В действительности, как показали наши исследования, это умение не означает появления у ребёнка какой-то новой универсальной структуры речи, независимой от её содержания; оно может иметься для содержания одного уровня, например, у младшего школьника для повествовательного текста, и ещё не иметься для содержания другого уровня, когда повествовательный текст сочетается с абстрактным рассуждением.
Таким образом, обобщая вышесказанное можно составить таблицу, отражающие основные отличительные характеристики ситуативной связной речи детей дошкольного возраста от контекстной (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Сравнительная характеристика контекстной и ситуативной речи
Контекстная речь |
Ситуативная речь |
Понятна независимо от ситуации на основании самого контекста речи. |
Речь, при которой человек в разговоре с собеседником, объединён общей ситуацией. |
Служит систематическому изложению какого-нибудь предмета, предназначенного для широкого круга слушателей. |
Ее содержанием может быть только то, что порождено ситуацией и непосредственно связано с ней. |
Изложение какого-нибудь предмета, выходящего за пределы пережитого и непосредственно не связанного с ситуацией разговора. |
Структура "ситуативной" обусловлена непосредственно близким содержанием речи и таким же непосредственным контактом говорящего с собеседником. |
Высказывание содержит более полную формулировку информации и более развернуто. |
Изобилует наречиями ("там", без указания, где именно, и пр.) и местоимениями ("он", "она", "они”). В качестве характеристики предмета используется эпитет "такой". |
Характеризуется последовательностью и логичностью |
Имеет "социальную" направленность, направленность на другого человека и ярче выражена, чем контекстная речь. |
Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. |
Речи сопутствует мимика и пантомимика, жесты, интонации, усиливающие повторения, инверсии и другие средства. |
Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка
Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка — тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. П ...
Выбор группы респондентов
“Не ждет ли нас теперь другая эра?” И. Бродский Группа респондентов при производстве корреляционного анализа, как и при любом другом психологическом исследовании, должна подбираться с особой тщательностью и, по возможности, представлять из себя случайно сформированную выборку. Респонденты должны бы ...
Программа изучения реализации возрастного подхода в
деятельности школьного социального педагога
В целях изучения возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога была составлена следующая программа. Цель: изучить реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога. Объект изучения: возрастной подход в деятельности школьного социального педагога. Предм ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.