Развитие ситуативной связной речи

Страница 3

Когда эта контекстная речь у ребёнка развивается, она, как уже сказано и как это подтверждает и простое наблюдение и специальное исследование, не вытесняет ситуативной речи и не приходит ей на смену, ребёнок начинает всё совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то той, то другой - в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения. "Ситуативная" и "контекстная" речь с развитием этой последней сосуществуют у ребёнка. Далее, с развитием у ребёнка связной "контекстной" речи, процесс этот происходит не так, что ребёнок либо вообще владеет, либо вовсе не владеет такой связной речью, т.е. либо никакого содержания не умеет изложить связно, "контекстного", либо умеет так изложить всякое. В действительности, как показали наши исследования, это умение не означает появления у ребёнка какой-то новой универсальной структуры речи, независимой от её содержания; оно может иметься для содержания одного уровня, например, у младшего школьника для повествовательного текста, и ещё не иметься для содержания другого уровня, когда повествовательный текст сочетается с абстрактным рассуждением.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно составить таблицу, отражающие основные отличительные характеристики ситуативной связной речи детей дошкольного возраста от контекстной (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Сравнительная характеристика контекстной и ситуативной речи

Контекстная речь

Ситуативная речь

Понятна независимо от ситуации на основании самого контекста речи.

Речь, при которой человек в разговоре с собеседником, объединён общей ситуацией.

Служит систематическому изложению какого-нибудь предмета, предназначенного для широкого круга слушателей.

Ее содержанием может быть только то, что порождено ситуацией и непосредственно связано с ней.

Изложение какого-нибудь предмета, выходящего за пределы пережитого и непосредственно не связанного с ситуацией разговора.

Структура "ситуативной" обусловлена непосредственно близким содержанием речи и таким же непосредственным контактом говорящего с собеседником.

Высказывание содержит более полную формулировку информации и более развернуто.

Изобилует наречиями ("там", без указания, где именно, и пр.) и местоимениями ("он", "она", "они”). В качестве характеристики предмета используется эпитет "такой".

Характеризуется последовательностью и логичностью

Имеет "социальную" направленность, направленность на другого человека и ярче выражена, чем контекстная речь.

Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Речи сопутствует мимика и пантомимика, жесты, интонации, усиливающие повторения, инверсии и другие средства.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Инновационные технологии, используемые в педагогическом процессе
В профессиональном училище № 43 в настоящее время применяется 5 инновационных технологий, такие как «Технология В.К. Дьяченко», «Технология А.С. Потапова», «Технология В.И. Беспалько», «Технология В.П. Малахова», а также новые информационные (компьютерные) технологии. Рассмотрим подробнее каждую из ...

Функционирование образовательных систем в рамках единого образовательного пространства
Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru