Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях

Педагогика » Использование законов и свойств арифметических действий при формировании вычислительных навыков » Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях

Страница 3

Третий этап – усвоение вычислительного приёма. Цель – формирование умения применять схему ориентировочной основы действия в различных условиях, обеспечивая постепенное свёртывание операций. Учащиеся должны твёрдо усвоить систему операций, составляющих приём, и предельно быстро выполнять эти операции, то есть овладеть вычислительным приёмом.

Четвёртая учебная ситуация. Цель - научить учащихся самостоятельно выполнять все операции, составляющие приём, комментируя выполнение каждой из них вслух.

При этом учитель использует такую форму работы, как совместное выполнение действия в паре. Необходимость в такой работе обусловлена тем, что ребёнок должен осмыслить каждую операцию как отдельную от другой. Кроме того, для формирования полноценного действия необходимо осуществлять контроль за ходом его выполнения.

Внутри данной учебной ситуации для достижения поставленной цели необходимо придерживаться такой последовательности:

- заполнение готовой схемы-опоры (проговаривается каждая операция);

- выполнение приёма с опорой на ООД (проговаривание вслух каждой операции);

- проверочная работа, цель – выявить освоение учениками ООД.

Если результат такой проверки положительный, то следует перейти к следующей учебной ситуации, т. к. не следует задерживаться на данном этапе, чтобы избежать привыкания детей к развёрнутой записи.

Пятая учебная ситуация – частичное свёртывание выполнения операций. Цель – научить детей выделять основные операции в каждом вычислительном приёме. Результатом является проговаривание детьми вслух лишь промежуточных результатов.

Шестая учебная ситуация. Цель – научить детей полному свёртыванию схемы, выполнению операций « в уме».

Дети самостоятельно выполняют задания, обмениваются тетрадями, и проверяют работу друг у друга.

Четвёртый этап – формирование прочных навыков. Цель – создание условия для применения приёма в разнообразных ситуациях и доведение до автоматизма навыка выполнения действия.

Основным средством процесса формирования навыков становятся проверочные, самостоятельные и контрольные работы различного направления.

Седьмая учебная ситуация. Детям предлагается выполнить серию работ, цель которых – формирование адекватной оценки своего умения применять приём и коррекция работы. Отметки здесь не ставятся, а вводятся знаки «+» и «минус».

Самостоятельная работа проводится после нескольких проверочных работ. Цель самостоятельной работы – промежуточный контроль за окончательным результатом освоения приёма. Задания подбираются разного уровня сложности. Детям предлагается выбрать тот уровень, на котором они хотят и могут работать. По результатам обсуждения итогов такой работы учитель распределяет детей на группы в соответствии с их трудностями в освоении приёма.

1-я группа – дети, не освоившие схему-опору.

2-я группа состоит из детей, которые не могут работать по свёрнутой схеме.

3-я группа – дети, которые не могут выполнять творческие задания, перенос знаний в нестандартных условиях затруднён.

4-я группа детей освоила вычислительный приём.

Восьмая учебная ситуация. Задания дифференцируются по группам:

1-я группа – дети работают в парах, воспроизводится повторно учебная ситуация второго этапа (третья).

2-я группа – повторяются учебные ситуации третьего этапа (четвёртая и пятая).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы: 1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации. 2. Нравятся детям и путе ...

Особенности восприятия текста младшими школьниками
Сложная структура мыслить словесно-художественными образами своеобразно выявляется в процессе читательского восприятия. В широком понимании термина «художественное восприятие» Молдавская Н. Д. присоединяется к П. М. Якобсону, который пишет: «Дело в том, что мы очень часто пользуемся термином «воспр ...

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru