Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 3

Другое основание для разработки гипотезы Л.А. Венгер и его ученики почерпнули из ряда психологических и педагогических исследований, продемонстрировавших понимание дошкольниками различного рода моделей в качестве средства сообщения детям разнообразных знаний.

Так, установлено, что дошкольники без всякого предварительного обучения соотносят схематическое изображение лабиринта с реальным лабиринтом и используют его в качестве модели, облегчающей последующую ориентировку в реальном пространстве. Наглядные модели звукового состава используются в качестве одного из основных средств обучения дошкольников грамоте по методике Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Наглядные модели успешно применялись Н.И. Непомнящей при формировании у детей первоначальных математических представлений, а С.Н. Николаевой - при ознакомлении их с живой природой. Показано, что наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане.

Следует заметить, что моделирование находит свое отражение не только в практике работы воспитателя, но и работы всех профильных специалистов взаимодействующих с детьми.

Подводя итоги ряда исследований, А.В. Запорожец заключил, что наглядные модели - специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях явлений деятельности.

По-видимому, понимание смысла наглядных моделей и усвоение при их помощи новых знаний и способов решения задач не могли бы иметь места, если бы в ходе умственного развития дошкольников не была подготовлена для этого благоприятная почва, каковой является опосредование модельного типа, складывающееся в разных видах детской деятельности.

О не проходящем значении овладения наглядным моделированием убедительно свидетельствуют, прежде всего, данные исследований, проведенных под руководством П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. Так, показано, что причиной неуспеваемости у школьников является отсутствие возможности представить в схематической (модельной) форме предметные условия задачи. Если такую возможность сформировать (путем обучения детей вычерчиванию реальных схем с последующим переходом к моделированию в уме), школьники начинают успешно решать ранее недоступные им задачи (Л.Ф. Обухова).

Наглядное моделирование нашло широкое применение в работах по поэтапному формированию умственных действий и понятий, выступая в качестве одного из главных средств построения ориентировочной основы действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Таким образом, сфера применения наглядного моделирования отнюдь не ограничивается решением учебных задач. Она охватывает самые различные виды детского мышления.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Особенности тренерской работы в команде юниоров
Чему прежде всего призван учить ребят тренер-наставник? Умению трудиться. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания»,— считал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский. Следовать эт ...

Функционирование образовательных систем на региональном уровне
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных обра ...

Результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Как указывалось выше, сенсорное развитие детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности и проявляется в несформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются: изучение особенностей усвоени ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru