Пути преодоления неуспеваемости школьников

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Пути преодоления неуспеваемости школьников

Страница 2

Обеспечивает ли школьное обучение активное участие мыслительной деятельности ребенка на каждом этапе обучения, в каждом виде учебной работы, для каждого ребенка? Добивается ли каждый учитель того, чтобы каждый его ученик активно думал в процессе учебной работы и не имел никакой возможности пользоваться обходными путями? Необходимо интересоваться тем, каким путем тот или иной ученик достиг правильного результата. Особенно это необходимо делать в младших классах, где по результатам работы трудно судить о способах ее выполнения.

3. Группа учеников, неуспеваемость которых связана с неправильно сформировавшимися навыками и способами учебной работы.

Повысить свою успеваемость ученики данной группы могут сменив в первую очередь путем замены неправильных способов и приемов учебной работы более правильным, но самостоятельно совершить эту замену они, конечно, не в состоянии. Даже в старших классах им требуется для этого помощь учителя. Как правило, школьники даже и не знают, что пользуются неправильными приемами и что в этом причина их неуспеваемости.

Наличие большого количества учеников, неуспевающих по причине отсутствия у них правильных приемов работы, объясняется только недостаточным вниманием учителей к этому вопросу. Как показали исследования, преодолеть этот недостаток учебной работы легче, и он требует от учителей меньшей затраты дополнительного времени и труда, чем преодоление многих других недостатков. Работу по обучению школьников правильным приемам и способам учебной работы лучше проводить не только с теми учениками, которые отстают или не успевают, но и фронтально, со всем классом.

Имеется много конкретных методов, которыми отдельные учителя добиваются хороших результатов. Опишем некоторые из них.

Один из методов заключается в том, что учитель проводит личное наблюдение над способом приготовления уроков своими учениками, организовав, например, выполнение домашних заданий в классе после занятий. Некоторые учителя, давая задание на дом и объясняя приемы, которыми это задание должно выполняться, тут же на уроке проводят со школьниками упражнение, точно так же, как они это делают, например, при объяснении какого-нибудь правила. В других случаях учитель требует от ученика на уроке отчета о том, как он выполнял то или иное задание, причем ученик должен рассказать все этапы выполнения задания. Затем организуется обсуждение. В двух последних случаях учителю удается помочь школьникам осознать не только результаты их работы, но и приемы и способы, которыми они ее выполняли, а также создать общественное мнение по отношению к этой стороне учебной деятельности.

Пользоваться можно различными приемами, но важно, чтобы работа по обучению учеников правильным приемам и способам самостоятельной учебной работы проводилась систематически и постоянно, начиная с первого класса. Если бы учитель руководил каждым этапом выполнения домашних заданий и вовремя, формировал правильные приемы, можно было бы только этой мерой предупредить появление значительного числа неуспевающих школьников, повысить успеваемость других и сэкономить много труда и времени.

4. Группа учеников, причиной неуспеваемости которых является неумением трудиться.

Для того, чтобы преодолеть неуспеваемость, школьникам данной группы незачем доказывать, что они обязаны работать старательно и добросовестно, им не нужно усваивать общественный смысл учения, они и без этого отлично знают, что хорошая успеваемость является их долгом. Эти ученики часто сами страдают от того, что учатся плохо. Для того, чтобы повысить успеваемость детей этой группы, у них необходимо сформировать описанное выше отношение к учебному труду. Задача эта является сложной и требует специально организованных мероприятий. Необходимо обеспечить наличие достаточной трудовой нагрузки для каждого школьника, с одной стороны, и наличие достаточной самостоятельности выполнения учебной деятельности, с другой.

Для решения задачи – сформировать у школьников правильное отношение к учебному труду – необходимо воспитать у них, во-первых, определенные умения и навыки, во-вторых, создать положительные эмоции, связанные с учебным трудом, и вызвать потребность в трудовой учебной деятельности. И самой главной задачей является – формирование у этих школьников определенные, отсутствовавшие у них качества личности, необходимые для трудовой деятельности. Конкретные решения эти положения получают в зависимости от возраста учеников, от условий их обучения и их индивидуальных особенностей. Необходимо, обеспечить постоянство предъявляемых требований для формирования привычки всегда выполнять дело хорошо.

5. Группа неуспевающих учеников из-за отсутствия познавательных и учебных интересов.

Несмотря на всеобщее признание важности этого вопроса и наличия исследований, посвященных проблеме интереса, нет установленных психологических закономерностей, относящихся к формированию учебных интересов, необходимых для того, чтобы обеспечить в процессе учебно-воспитательной работы правильное их развитие.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим со слабовидящими детьми
Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкол ...

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Комплекс заданий направленный на реализацию преемственности в математическом воспитании
Примерный план-сетка проведения обучающих и развивающих математических игр Таблица. 1 Квартал Сентябрь Октябрь Ноябрь 1 2 3 4 I Диагностика: – количественный счет; – сравнение смежных чисел; – часть и целое (дроби); – сложение в пределах 10; – вычитание в пределах 10 Д/и «Домино». Цель: развитие ло ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru