Пути преодоления неуспеваемости школьников

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Пути преодоления неуспеваемости школьников

Страница 2

Обеспечивает ли школьное обучение активное участие мыслительной деятельности ребенка на каждом этапе обучения, в каждом виде учебной работы, для каждого ребенка? Добивается ли каждый учитель того, чтобы каждый его ученик активно думал в процессе учебной работы и не имел никакой возможности пользоваться обходными путями? Необходимо интересоваться тем, каким путем тот или иной ученик достиг правильного результата. Особенно это необходимо делать в младших классах, где по результатам работы трудно судить о способах ее выполнения.

3. Группа учеников, неуспеваемость которых связана с неправильно сформировавшимися навыками и способами учебной работы.

Повысить свою успеваемость ученики данной группы могут сменив в первую очередь путем замены неправильных способов и приемов учебной работы более правильным, но самостоятельно совершить эту замену они, конечно, не в состоянии. Даже в старших классах им требуется для этого помощь учителя. Как правило, школьники даже и не знают, что пользуются неправильными приемами и что в этом причина их неуспеваемости.

Наличие большого количества учеников, неуспевающих по причине отсутствия у них правильных приемов работы, объясняется только недостаточным вниманием учителей к этому вопросу. Как показали исследования, преодолеть этот недостаток учебной работы легче, и он требует от учителей меньшей затраты дополнительного времени и труда, чем преодоление многих других недостатков. Работу по обучению школьников правильным приемам и способам учебной работы лучше проводить не только с теми учениками, которые отстают или не успевают, но и фронтально, со всем классом.

Имеется много конкретных методов, которыми отдельные учителя добиваются хороших результатов. Опишем некоторые из них.

Один из методов заключается в том, что учитель проводит личное наблюдение над способом приготовления уроков своими учениками, организовав, например, выполнение домашних заданий в классе после занятий. Некоторые учителя, давая задание на дом и объясняя приемы, которыми это задание должно выполняться, тут же на уроке проводят со школьниками упражнение, точно так же, как они это делают, например, при объяснении какого-нибудь правила. В других случаях учитель требует от ученика на уроке отчета о том, как он выполнял то или иное задание, причем ученик должен рассказать все этапы выполнения задания. Затем организуется обсуждение. В двух последних случаях учителю удается помочь школьникам осознать не только результаты их работы, но и приемы и способы, которыми они ее выполняли, а также создать общественное мнение по отношению к этой стороне учебной деятельности.

Пользоваться можно различными приемами, но важно, чтобы работа по обучению учеников правильным приемам и способам самостоятельной учебной работы проводилась систематически и постоянно, начиная с первого класса. Если бы учитель руководил каждым этапом выполнения домашних заданий и вовремя, формировал правильные приемы, можно было бы только этой мерой предупредить появление значительного числа неуспевающих школьников, повысить успеваемость других и сэкономить много труда и времени.

4. Группа учеников, причиной неуспеваемости которых является неумением трудиться.

Для того, чтобы преодолеть неуспеваемость, школьникам данной группы незачем доказывать, что они обязаны работать старательно и добросовестно, им не нужно усваивать общественный смысл учения, они и без этого отлично знают, что хорошая успеваемость является их долгом. Эти ученики часто сами страдают от того, что учатся плохо. Для того, чтобы повысить успеваемость детей этой группы, у них необходимо сформировать описанное выше отношение к учебному труду. Задача эта является сложной и требует специально организованных мероприятий. Необходимо обеспечить наличие достаточной трудовой нагрузки для каждого школьника, с одной стороны, и наличие достаточной самостоятельности выполнения учебной деятельности, с другой.

Для решения задачи – сформировать у школьников правильное отношение к учебному труду – необходимо воспитать у них, во-первых, определенные умения и навыки, во-вторых, создать положительные эмоции, связанные с учебным трудом, и вызвать потребность в трудовой учебной деятельности. И самой главной задачей является – формирование у этих школьников определенные, отсутствовавшие у них качества личности, необходимые для трудовой деятельности. Конкретные решения эти положения получают в зависимости от возраста учеников, от условий их обучения и их индивидуальных особенностей. Необходимо, обеспечить постоянство предъявляемых требований для формирования привычки всегда выполнять дело хорошо.

5. Группа неуспевающих учеников из-за отсутствия познавательных и учебных интересов.

Несмотря на всеобщее признание важности этого вопроса и наличия исследований, посвященных проблеме интереса, нет установленных психологических закономерностей, относящихся к формированию учебных интересов, необходимых для того, чтобы обеспечить в процессе учебно-воспитательной работы правильное их развитие.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Модель "Школы социальной деятельности подростка"
В настоящее время в красноярском лицее №1 под руководством кафедры общей педагогики КрасГУ реализуется проект "Школа социальной деятельности подростка", направленный на разработку и апробацию новой образовательной технологии продуктивного обучения, обеспечивающей решения большого спектра ...

Характеристика монолога как вида речевой деятельности
Монологическая речь представляет собой связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам. Цель этой направленности, обращенности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей. В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, мо ...

Социальный контроль в детском коллективе
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru