Социальный заказ как цель функционирования образовательной системы

Педагогика » Современные условия функционирования образовательных систем » Социальный заказ как цель функционирования образовательной системы

Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве с его современным уровнем. Конкретизировать этот заказ применительно к любой из образовательных систем можно, проанализировав социально-экономическое состояние общества, конъюнктуру рынка труда, уровень общественного производства. Анализ социальной структуры позволяет определить воспитательные цели, отражающие требования к личности, ее нравственности.

С позиций социального заказа конкретизируются и определяются основные составляющие образовательного процесса: его содержание, организация и методы. При этом, видимо, анализ содержания должен проводиться не только с точки зрения обучающего или мировоззренческого эффекта, но и с точки зрения его воспитывающего потенциала, поскольку в педагогике содержание предметов часто недооценивается, и воспитывающий эффект связывается лишь с отдельными дисциплинами, а не с их системой.

Социальный заказ при этом может быть адресован как системе образования в целом, так и конкретной дидактической системе, на деятельности которой он сказывается через посредство изменения политики в области образования. В самом общем виде социальный заказ выражается в идеальной системе требований к уровню и качеству социализации человека. В более конкретном виде, будучи трансформированным в локальной системе, он выражается в определенном содержании образования и принципах организации обучения и воспитания, определяющих функционирование дидактической системы.

Смотрите также:

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...

Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...

Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина. Основные особенности использования ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru