8) Коммуникативность – это функциональность, означающая, что любое действие ученика, скажем, при овладении словами или грамматическим явлением производится при наличии у ученика и при осознании им речевой функции («Подтверди …», «Спроси …», «Убеди …» и т.п.), а не формального задания («Встать …», «Измени …» и т.п.).
9) Коммуникативность – это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного, когда ни одна фраза не должна повторяться в том же виде даже дважды или дважды читаться (слушаться) тот же текст с той же целью, но когда обеспечивается постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий.
10) Коммуникативность – это содержательность всех используемых материалов, их коммуникативная ценность и аутентичность.
11) Коммуникативность – это проблемная организация материала не так называемая тематическая, а проблемная организация материала (Например, «Всегда ли правы взрослые?», «Сколько денег надо человеку?», «Самое лучшее место на земле?» и т.п.).
Каждая из указанных характеристик – не благое пожелание, а обязательное условие.
Исходя из возрастных психофизических особенностей младших школьников можно выделить следующие способы реализации коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку:
организация совместного дела с детьми (широкое использование групповых, коллективных форм работы, создание условий, в которых ребенок чувствует себя раскованно и свободно, испытывает положительные эмоции);
использование коммуникативных игр в качестве важного методического приема (сюжетно-ролевые, подвижные, мимические, пальчиковые, настольно-печатные и другие);
понимание ребенком цели каждого его речевого и неречевого действия и конечного результата;
коммуникативные имитации;
свободное общение;
трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий (в три этапа: подготовительный, исполнительный и итоговый);
ученик становится центром познавательной активности;
дискурс как языковая форма коммуникативного содержания;
коммуникативная стратегия.
Согласно теории И.Л. Бим, принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку в начальной школе осуществляется посредством реализации следующих пяти принципов:
личностно- ориентированного общения;
коллективного взаимодействия;
ролевой организации учебного предмета и учебного процесса;
полифункциональности упражнений;
организации учебного материала.
Каждый принцип реализуется «в трех основных аспектах: план учителя, план ученика и технология обучения».
В настоящее время пропаганда основ коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именно коммуникативная методика адекватна такой цели, как обучение общению (например, раньше по методике преподавания все приоритеты отдавались грамматике, чтению и литературному переводу. Эти принципы «старой школы»были результативны, но овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные – чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Обладая большим словарным запасом, учащиеся легко ориентировались в тексте, но поддержать беседу со школьником-иностранцем стоило им огромных усилий). Во-вторых, потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые должны стать достоянием каждого практикующего учителя. В-третьих, эта методика отлично работает в Европе и США, её эффективность подтверждается результатами применения в европейских странах на протяжении последних 15–20 лет.
В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большое значение имеет поведение преподавателя, который организует иноязычное общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение.
Описание экспериментального обучения
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников. 1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями (констатирующий эксперимент) В ходе наше ...
Типы учебных
материалов, используемых при дистанционном образовании
Учебные материалы можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от роли, выполняемой в процессе ДО учебные материалы подразделяются на: учебники, учебные пособия, практикумы, сборники лабораторных работ, справочники, методические указания, сборники типовых заданий и упражнений, типовых во ...
Методика изучения законов и свойств арифметических действий в традиционной
и вариативных программах обучения начальной школы
Одним из возможных методических подходов к реализации новой программы по математике является обучение сложению в пределах 100 на основе иного подхода к использованию сочетательного, а затем и переместительного свойства сложения. В учебнике математики для IV класса (Н. Я. Виленкин и др.) сказано: «В ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.