Графические результаты изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты успеваемости на начало эксперимента контрольной и экспериментальной группы
Уроки в экспериментальной группе проводились следующим образом:
Ход урока:
1. Этап актуализации: подготовка учеников к постановке проблемной ситуации при изучении новой темы;
2. Этап представления материала: учитель объясняет новый материал, применяя методику проблемного обучения; дает ученикам задачи, и предлагает рассмотреть их с разных позиций;
3. Заключительный этап: обсуждение учителя с учениками хода урока и подведение итогов.
Уроки проходившие в экспериментальной группе описаны в приложении А.
На заключительном этапе эксперимента для выявления результатов в обеих группах была проведена контрольная работа. Данные по успеваемости показаны в таблице 2:
Таблица 2 Результаты на конец эксперимента
УРОВЕНЬ | ||||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |||||
Отлично |
Хорошо |
Удовл-но |
Неудовл-но | |||||
кол. чел. |
% |
кол. чел. |
% |
кол. чел. |
% |
кол. чел. |
% | |
КГ |
3 |
14% |
10 |
47% |
7 |
33% |
1 |
4% |
ЭГ |
4 |
18% |
12 |
55% |
6 |
27% |
0 |
0% |
Графические результаты изображены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты успеваемости на конец эксперимента контрольной и экспериментальной группы
Как показывает рисунок 2, изменения в успеваемости произошли как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Заметим, что в экспериментальной группе сдвиг произошел в положительную сторону. Произошел прирост количества оценок «отлично» и «хорошо», снизилось количество оценок «удовлетворительно». Такой прирост был получен путем правильной и точной установки проблемных ситуаций на уроках, в разработанной нами системе. Таким образом, мы можем отметить, что применение проблемного обучения значительно способствует повышению качества учебного процесса. Результаты экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что формирование умений и навыков, полученных на основе реализации данной системы, и их применение, в экспериментальной группе, прошло продуктивно, чем в случае с контрольной группой.
Делая вывод, мы можем сказать, что, комплексное применение проблемных методов и ситуаций необходимо на уроках информатики.
С применением данной методики при организации уроков информатики мы сможем развивать в учениках логическое мышление, научим их обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике. Развивать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к составлению программ, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач.
Важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических единиц. По мнению автора, проблема реализации многих замечательных педагогических концепций и образования в целом заключается, возможно, в излишнем антагонизме их школ, нежелании признать рациональные аспекты в других технологиях и концепциях. Возможно, наиболее эффективной педагогической технологией была бы именно та, которая смогла бы реализовать в системе образования подтвержденные практикой и объединенные в органичный комплекс достижения всех педагогических и психологических школ, основные педагогические теории и концепции. В такой комплексной технологии, на взгляд автора, смогло бы занять достойное место и концепция проблемного обучения.
Анализ системы упражнений для обучения аудированию в средних классах
Проанализировав упражнения по аудированию в школьных учебниках по английскому языку для 7,8,9 классов, мы делаем вывод, что большое внимание уделяется диалогам и текстам с упражнениями, содержащими вопросы на после текстовом этапе, проверяющими глубину понимания и наличие фоновых знаний , а также о ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
Методы овладения двигательными умениями и навыками
при дифференцированном подходе
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: - метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); - метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); - метод сопряженного воздействия. Метод расчлен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.