Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс

Педагогика » Проблемное обучение – современная технология обучения школьников на уроках информатики » Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс

Страница 2

Графические результаты изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты успеваемости на начало эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Уроки в экспериментальной группе проводились следующим образом:

Ход урока:

1. Этап актуализации: подготовка учеников к постановке проблемной ситуации при изучении новой темы;

2. Этап представления материала: учитель объясняет новый материал, применяя методику проблемного обучения; дает ученикам задачи, и предлагает рассмотреть их с разных позиций;

3. Заключительный этап: обсуждение учителя с учениками хода урока и подведение итогов.

Уроки проходившие в экспериментальной группе описаны в приложении А.

На заключительном этапе эксперимента для выявления результатов в обеих группах была проведена контрольная работа. Данные по успеваемости показаны в таблице 2:

Таблица 2 Результаты на конец эксперимента

УРОВЕНЬ

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Отлично

Хорошо

Удовл-но

Неудовл-но

кол.

чел.

%

кол.

чел.

%

кол.

чел.

%

кол.

чел.

%

КГ

3

14%

10

47%

7

33%

1

4%

ЭГ

4

18%

12

55%

6

27%

0

0%

Графические результаты изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты успеваемости на конец эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Как показывает рисунок 2, изменения в успеваемости произошли как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Заметим, что в экспериментальной группе сдвиг произошел в положительную сторону. Произошел прирост количества оценок «отлично» и «хорошо», снизилось количество оценок «удовлетворительно». Такой прирост был получен путем правильной и точной установки проблемных ситуаций на уроках, в разработанной нами системе. Таким образом, мы можем отметить, что применение проблемного обучения значительно способствует повышению качества учебного процесса. Результаты экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что формирование умений и навыков, полученных на основе реализации данной системы, и их применение, в экспериментальной группе, прошло продуктивно, чем в случае с контрольной группой.

Делая вывод, мы можем сказать, что, комплексное применение проблемных методов и ситуаций необходимо на уроках информатики.

С применением данной методики при организации уроков информатики мы сможем развивать в учениках логическое мышление, научим их обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике. Развивать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к составлению программ, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач.

Важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических единиц. По мнению автора, проблема реализации многих замечательных педагогических концепций и образования в целом заключается, возможно, в излишнем антагонизме их школ, нежелании признать рациональные аспекты в других технологиях и концепциях. Возможно, наиболее эффективной педагогической технологией была бы именно та, которая смогла бы реализовать в системе образования подтвержденные практикой и объединенные в органичный комплекс достижения всех педагогических и психологических школ, основные педагогические теории и концепции. В такой комплексной технологии, на взгляд автора, смогло бы занять достойное место и концепция проблемного обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении
Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др. ...

Анализ особенностей возрастного подхода в педагогической науке
Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В ...

Система контроля в дошкольном образовательном учреждении
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и , в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru